Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Чтобы стихи учились легко


Консультация для родителей

Чтобы стихи учились легко

Многие дети любят стихи и знают их наизусть. Это улучшает их речь, расширяет словарный запас, способствует умственному развитию. Наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений - 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, то после четырех  уже целенаправленно заучиваем с ним текст наизусть. Причем, учим как можно больше - это лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Выбирая стихотворение для заучивания, помним: его содержание должно соответствовать возрасту ребёнка, его интеллектуальным и речевым возможностям, темпераменту. Так шалунам предлагаем стихи ритмичные и веселые, деткам спокойным – размеренные и плавные. Ребенку важно понять технику запоминания, а это легче делать на «близком сердцу» материале.
Стихи подбираем высокого качества, так как поэзия - источник и средство обогащения образной речи, развития поэтического слуха.
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, проще художественные образы, которые в нем воплощаются
Прежде, чем начать заучивание стихотворения, читаем его малышу, эмоционально и с выражением. Затем ищем в тексте незнакомые или непонятные ребенку слова, объясняем их значение и повторяем стихотворение еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Показываем ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, и, пока чадо будет их рассматривать, читаем стихотворение снова. Таким образом, у малыша сформируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступаем непосредственно к заучиванию.
Не только взрослым, но и малышам присущи свои особенности запоминания. Одним лучше запоминаются стихи на слух, другим нужно прочитать их самим, третьим - ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Поэтому пробуем по очереди разные способы, чтобы увидеть, как ребенку легче запоминать стихи.
Лучшему заучиванию стихотворений способствует:
1. Стремление ребенка порадовать и заслужить похвалу взрослого.
2. Чувство соревнования, желание сделать сюрприз.
3. Постоянное применение в быту рифмованных словечек , например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», Антошка-картошка, «кашка для Сашки» и т. д.
Часто стихи используются для автоматизации определенных звуков. Поэтому, после проведения вышеописанной работы, можно предложить и ряд специальных заданий по тексту:
- угадай, с каким звуком много слов   стихотворении (Мышь, мышь, ты что шуршишь? – много слов со звуком Ш);
-назови  слова из стихотворения на определенный звук, (например,   со звуком С).
Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма. Поэтому можно отхлопывать или отстукивать его ритм. Но следим, чтобы не потерялась выразительность детского чтения.
И еще один совет. Рисуем с ребенком выученное стихотворение, подписываем его название, автора и складываем в отдельную папочку. Периодически достаем, рассматриваем, вспоминаем и повторяем ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный, поэтический багаж малыша.
Если ребенок никак не может запомнить произведение, рисуем целую серию зарисовок. Такой приём называется «Мнемотехника» (греч)- искусство запоминания.
Для разучивания разрабатывается и составляется  мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам.
Главное, результат: легкий и радостный процесс заучивания стихотворений.
Материал подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.

Список литературы
Бабанова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.
Бородач А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.
Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. –М.,2001.