Данный материал будет полезен для родителей.
Работа с такими детьми начинается с их родителей, потому что они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: «он все понимает, только ленится»; «он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил»; «с мальчиками всегда так». Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить. Значит, какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.
Что же делать? Советы родителям:
Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения – невропатологом, логопедом (дефектологом), отоларингологом.
Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – «биби», кукла – «ляля», упал – «бах».
Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – «куку», паровозик – «туту»).
Вместе удивляйтесь увиденному: «Ух, ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму («дай такой же»), количество (один - много).
Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук («пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока»). В старшем возрасте, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу с массажными мячиками, с мелкими предметами, пуговицами, молниями, замочками и ключиками к ним, а также использовать лепку; конструктор; «мозаику»; «пазлы»; «Lego» и т.п.
Задержка речевого развития у детей — не приговор. Если вы будете выполнять несложные рекомендации, речь вашего ребенка начнет развиваться в нормальном темпе.
Говорите правильно: ваша речь — образец для ребенка, поэтому он перенимает все ваши грамматические и речевые ошибки.
Если ваш ребенок вышел из младенческого возраста, не сюсюкайте с ним, говорите внятно и четко, не растягивайте слова, не торопитесь, но и не замедляйте речь.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, а поощряйте его стремление задавать их, его любопытство и воображение.
Разговаривая с ребенком, внимательно слушайте, что он говорит, не подгоняйте и перебивайте.
Каждый день читайте ребенку книжки, давайте слушать записи сказок, песен и стихов.
·Играйте с ребенком, если он это попросит, и поощряйте его игры и общение с другими детьми.
Играйте с ребенком в игры для развития речи и мелкой моторики рук (уровень развития мелкой моторики связан с уровнем развития речи).
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет!
Учитель-логопед: Букреева Ирина Анатольевна