Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Как пополнить словарный запас детей дошкольного возраста

Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников. В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их словаря.
Наиболее интенсивно словарная работа ведется в раннем и младшем дошкольном возрасте, но она должна продолжаться и в более старших возрастных группах детского сада.
Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых является количество слов, которые знает ребенок.
К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби).
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.
В последнее время статистика оказывается неутешительной, так как у большинства первоклассников наблюдаются признаки задержки речевого развития. Это серьезная проблема, такие дети оказываются элементарно не готовы к обучению в школе. И в первую очередь это сказывается на овладении грамотой – детям просто не хватает знаний, чтобы подобрать проверочные слова.
Чтобы этого не допустить, необходимо предпринять действенные меры для обогащения словарного запаса ребенка, чтобы он знал как можно больше слов перед поступлением в школу.
Словарный запас ребенка бывает двух видов – пассивный и активный. Пассивный словарь – это слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь больше активного.
Наиболее сенситивным периодом, когда ребенок начинает осваивать наибольшее количество слов, является возраст от 1 года.
Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. И работа должна проводиться каждый день – только так можно добиться хороших результатов.
Огромную роль в этом процессе играют родители, от участия которых напрямую зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.
Есть ряд рекомендаций, позволяющие сформировать и увеличить словарный запас у детей дошкольного возраста. Выполнение большинства из них не требует особых усилий со стороны родителей.
1. Больше общайтесь с ребенком
Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает.
Во время общения вводите в речь синонимы, они делают речь более красочной, используйте метафоры и эпитеты.   Речь дошкольников преимущественно состоит из существительных и глаголов, поэтому важно как можно чаще употреблять прилагательные: знакомить ребенка с формой и цветом, запахом, материалом, назначением предметов
2. Читайте книги
Нужно не просто читать книги вслух, а делать это медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны.
3. Наблюдайте
Наблюдать с ребенком можно практически за всем. Проводите осмотр помещений, в которых вы бываете, наблюдайте с ним за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами.
При этом комментируйте сами то, что видите, описывайте чувства, которые вы испытываете.
4. Рассматривайте
Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Важно описывать, что изображено на иллюстрации и задавать ребенку. наводящие вопросы.
Очень полезно составление рассказа по картинкам. Предварительно   разберите каждое изображение в отдельности, а затем вместе с ребенком составьте простой мини-рассказ на основании этих картинок.
Рекомендуемые   игры и упражнения на развитие активного словаря
Называем признак предмета и соотносим с ним определенный предмет. К примеру, большой (слон, небоскреб, мир), белый (хлеб, лист бумаги и т.д.).
•     «Угадай профессию». Примеры: человек, который водит машину… (водитель), человек, который продает продукты… (продавец).
•     «Я знаю пять». В раннем возрасте важно знать не только много слов, но и относить их к определенным категориям. Можно предложить ребенку назвать 5 видов животных, типов транспорта и т.д.
•     «Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.
•     «Скажи наоборот». Вы говорите слово, а ребенок должен назвать его антоним: горячий – холодный, медленный – быстрый, чистый – грязный.
•     «Кто где живет?». Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: - медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д.
Важно использовать как можно больше сложных и незнакомых ему терминов, понятий, подробно объясняя, что они обозначают.
Помните о том, что все занятия следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны.

   Успехов вам и вашим детям!

   Подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А