Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
• Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подрастание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать. Причины задержки в развитии речи детей различны:
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления.
Направления работы с неговорящим ребенком
1. Развитие понимания речи (очень длительный этап), используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно. После прочтения сказки, рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т.д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать Вас.
Используйте «игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.
2. Развитие слухового внимания: Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их. Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью. Полезно включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.
3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (на прилавках книжных магазинов имеется огромное количество пособий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и развитию дыхания).
4. Побуждение к речевым высказываниям:- Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да» «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!» «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!».
- Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги надень, пойдём).
- Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была).
Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления).
Важно:
• научить обобщению по внешним признакам независимо от функции предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое). - родовидовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Подбери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы») - логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик» «Занимательные квадраты»).
• научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: по размеру; по высоте; по длине.
Учитель-логопед: Букреева Ирина Анатольевна