Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Если ваш ребенок нарушает слоговую структуру слов

В НОРМЕ:

1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

• 1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);

1 г. 10 мес. - 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;

• 2 г. 1 мес. - 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

• 2 г. 3 мес. - 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах (мотоциклист, велосипедист и т.п.).

ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В случаях речевой патологии данные нарушения слоговой структуры к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова (например, парикмахерская). Дети с 6 лет и старше часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

 Первый этап.
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, умения узнавать предмет по его характерному звуку (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:
• Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
• Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
• Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!; (! Это сильная доля, т.е. сильных хлопок, а – это слабая доля, т.е. слабый хлопок в ладоши)
• Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
• Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку;
• Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба прыжки.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь (две руки синхронно, или одна рука с опозданием на один счет).

5. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

Второй этап
Варианты игр и заданий с гласными:
• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
• Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши;
• Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
• Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
• Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
• Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Задания со слогами:
• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
• Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
• Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
• Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
• Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
• Чтение или повторение серии слогов (игра «Эхо»):
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-со, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са; (Игра «Эхо»)
о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
• Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги (или сказать);
• «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
• Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
• «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный слог;
• Запись слогов различных типов под диктовку;
• Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных;

Игры и задания со словами:
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (каждый слог в слове обозначается черточкой, рисуются схемы слов)
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома) и т.д.
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколот. Варианты:
• слова написаны неправильно;
• слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил (по количеству слогов).
13. Что изменилось в слове? Лис лиса лисица.
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15. Взрослый показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.
17. Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.

Успехов вам и вашим детям!

Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.
Литература: З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» ( СПб.: Детство-Пресс, 2001)