Развитие графомоторных навыков у детей:
Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой, Как правило, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, обладает хорошо развитым вниманием, воображением и памятью.
Но далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.
У многих детей вызывают сложности действия, требующие точности и синхронности движений. Вырезание, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не редко.
А если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, его успеваемость снизится. Поэтому развитием данных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
Так что же такое графомоторика?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же!
Во время рисования ребенок в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, изображая то, что ему хочется, он полностью свободен.
Графомоторика же предполагает рисование в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть или расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и прочее.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Основные стадии развития графомоторных навыков
Дети 1-2 лет должны уметь:
Навыки детей 4-6 лет:
Нужно понимать, что 6-летний ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. Поэтому, уважаемые родители, предлагайте детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д. Удачи вам и вашим детям!
Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.