Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Родителям

Консультация для родителей "Своё-чужое"

Своё - чужое

Ребенка не нужно силой заставлять делиться своими игрушками ни с кем, даже со своими братиками и сестренками, а надо так объяснить, чтобы ему захотелось сделать это. В ребенке важно разбудить те добрые чувства, которые испытывает человек, отдавая. Если вы будете силой отбирать его любимую игрушку или стыдить его словами «какой же ты жадина», «как тебе не стыдно, он только поиграет, а потом отдаст», то ребенок просто вас не поймет. Ему неведомо, как можно отдать свою любимую игрушку, он не знает, что значит отдать на время и что значит «потом ее вернут». Для ребенка: если взяли – значит, навсегда. Он живет здесь и сейчас и не понимает, что чувствует другой ребенок.

Например, если во время игры ваш ребенок взял чужую игрушку, можно действовать по-разному. Первая же ваша реакция «Отдай немедленно, это не твое» будет неправильной, так как для маленького ребенка все, что он взял в руки, это его. Поэтому лучше объяснить: «Видишь, девочка расстроилась и заплакала? Помнишь, как ты плакала, когда у тебя взяли лопатку и совочек? Давай сделаем так, чтобы девочка не огорчалась, отдадим ей это». Конечно, с первого раза может ничего не получиться, но добрые семена когда-нибудь прорастут, и в сознании ребенка проснется заложенная вами мысль: «Другие чувствуют то же, что и ты».


Чтобы научить малыша делиться, нужно познакомить его с понятием «чужой» собственности. Ведь для малыша не существует понятия «чужая вещь». Все, что его окружает, - это все его. Малыш думает, как о своем не только о том, что принадлежит ему (игрушки, одежда, обувь), но и обо всем, что он видит (книги, папины ручки, мамина косметика). Дома на улице, транспорт, цветы в парке и т.п. он также иногда считает своими.

Второй фактор, который мешает ребенку, - это непонимание фразы «дать на время», незнание понятия времени. Поэтому малышу нужно объяснить, что когда даешь взаймы, то потом через некоторое время получаешь эту вещь обратно. Попробуйте сначала на несколько секунд, а потом на несколько минут взять и вернуть какую-нибудь игрушку. Не начинайте с самых любимых игрушек! Пусть малыш у вас также возьмет что-нибудь на время, а потом вернет.

Малышу придется объяснять и такую особенность вещей, как общая собственность, которой могут пользоваться все. Этот предмет не является чьим-то, его нельзя взять домой: горка, детские качели, песочница – все, что находится на детской площадке. Ребенка нужно учить соблюдать очередность: очередность катания с горки, очередность пользования качелями и т.д.

Родители часто делают большую ошибку, не понимая того большого значения, которое имеет для ребенка та или иная игрушка. Они обычно заставляют делиться или смеются над малышом, который не хочет давать ее кому-то на время. Часто можно видеть такую картину: подруги-мамочки приводят друг к другу детей поиграть. А когда собираются уходить домой, ребенок-гость не расстается с игрушкой, которой он играл. Обычно хозяйка дома пытается отдать ее до завтра, чему препятствует ее малыш, вцепившись в игрушку, ведь он не понимает, что завтра ее принесут обратно. Начинается рев: один хочет забрать – другой не отдает. Родители делают ошибку, уступая гостю, заставляя ребенка отдать игрушку и проявляя насилие, еще и подсмеиваясь над ним («Какой же ты жадный…»). В этой ситуации мы видим две трудности, которые ребенок должен преодолеть. Первая – то, что он не знает понятий «свой» и «чужой» - все кругом принадлежит ему. И вторая – он не знает понятия времени. Поэтому нужно относиться с пониманием к тому, что ребенок не хочет делиться с кем-то.

Необходимо согласиться с малышом, что делиться трудно, что и вам, когда вы отдаете вещи, тоже бывает их жалко. Но жизнь так устроена, что приходится и отдавать, а иногда и самому брать взаймы. Попробуйте посочувствовать своему ребенку: «Я знаю тебе трудно отдавать свою куклу, она тебе дорога, я тебя понимаю». Или попробуйте призвать на помощь чувства: «Маша очень огорчится, если ты не дашь ей поиграть со своим медвежонком, видишь, как она расстроилась».

ü Никогда не отбирайте у малыша игрушки, чтобы с кем-то поделиться за него.

Таким способом вы никогда не научите его, а, наоборот, будете иметь обратный результат. Ребенок будет еще больше держать «свое». Игрушки вашего ребенка принадлежат только ему, а не вам, покажите, что вы признаете это. Желательно без разрешения ребенка не отдавать его игрушки, даже на время. Если ребенок не хочет, не давите, не приказывайте, не командуйте, заставляя выполнить вашу волю. Постепенно, если вы будете учить и объяснять, он поймет и будет проявлять щедрость и альтруизм.

Если вы идете в гости, возьмите с собой одну-две игрушки. Объясните заранее малышу, что там будет много игрушек, но они не наши, что мы ими только поиграем, а домой пойдем вот с этой игрушкой (покажите ему, с чем пришли). Других игрушек мы не будем брать, он не наши, какие бы хорошие они не были. И наоборот, если вы приглашаете в гости кого-нибудь, заранее обсудите с малышом, в какие игрушки вы будете играть и какие игрушки он готов отдать на время, если кто-нибудь захочет прихватить их с собой или взять на время. Возможно, придется убрать те игрушки, которые ваш малыш не захочет отдавать. Если в конце игры дети сами смогут разделить игрушки, какие взять, а какие нет (пусть даже с криком и шумом, но без кулаков), то лучше не вмешиваться. Так они учатся совместным играм и взаимоотношениям в них, учатся делиться и отдавать.


    

Подготовила педагог-психолог Горяинова Т.А.

Литература

1. Кашапов Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.