Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Родителям

Что же такое детская ложь? Причины возникновения лжи?

Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения нежелаемых последствий.

В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Ребёнок-дошкольник часто склонен изображать события не такими каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства.

Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком- лжи.

Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.

Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь.

Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчетов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях с друг другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а следовательно, малоэффективна.

Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.

Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. А невротизированные родители, обделенные, по их мнению жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.

Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх!

Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других.

Еще одной широко распространенной причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых.

Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».

И так, подведём итоги: каковы мотивы лжи?

1.Прихвастнуть, чтобы, быть интереснее как собеседник.

2.Стремление оградить свою личную жизнь от повышенного контроля родителей, чужого вмешательства (особенно в подростковом возрасте).

3.Стремление бросить вызов власти взрослым- родителям, педагогам. Доказать своё превосходство перед ними (когда взрослый не может уличить ребёнка, но догадывается).

4.Ложь - как необходимость не подвести товарища.

5.«Ложь во спасение».

6.Ложь - чтобы избежать наказание.

Каковы истоки лжи:

·         чаще лгут дети из неблагополучных семей;

·         социальная неприспособленность (низкий статус, неумение общаться, неумение завоевать авторитет). Здесь ложь как следствие.

·         в семье где лгут родители ( даже по мелкому поводу).

·         из-за недостатка родительского внимания (чтобы привлечь его);

·         часто дети лжецы имеют друзей-лгунов.

Когда дети лгут или крадут - не значит что в будущем они обязательно станут преступниками. Но это не может не насторожить взрослых. Главное не поймать ребёнка на лжи , а разобраться в мотивах такого поведения. Опасность лжи заключается в том, что однажды успешно солгав, ребёнок приучается извлекать изо лжи выгоду, и таким образом, лживость становится привычной формой поведения.

Борьбу с детской ложью не следует вести путём строгих наказаний. Это приведёт к тому, что ребёнок научиться лгать более изощрённо.

Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы,

·         проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых безболезненно и тактично повлиять на неё.

Рекомендации родителям по данной проблеме:

-Постарайтесь выяснить, почему ребёнок лжет.

-Объясните детям вред лжи.

Чем старше ребёнок, тем искуснее он лжет. И тогда ложь может быть незамеченной.

-Чувство вины возникает, когда лжешь человеку, чьи взгляды разделяешь. Проще лгать излишне строгим, суровым родителям.

-Нет чувства вины, когда ребёнок считает, что все лгут. Чем чаще лгут, тем меньше чувство вины. Страх разоблачения - когда последствия будут очень неприятны. Лучше использовать требование доверием, но только если взрослый авторитет. Трудно солгать, если дорожишь доверием взрослых.

Как предотвратить детскую ложь?

1.Помогите детям поверить, что на ошибках учатся, чтобы они не испытывали необходимости скрывать свои ошибки.

2.Покажите на своём примере, что нужно говорить правду. Расскажите детям о тех временах, когда вам трудно было говорить правду, и вы решили, что гораздо важнее сохранить самоуважение. Не читайте долгую лекцию, а просто честно делитесь своим опытом.

3.Дайте понять детям, что они любимы вами без всяких усилий. Помните, что дети могут просто лгать, чтобы не разочаровывать родителей.

4.Оцените их по достоинству: «Спасибо, что ты сказал мне правду. Я знаю, что было трудно. Я восхищаюсь тем, что ты готов встретить последствия своей ошибки. Я знаю, что ты справишься с ними, и это послужит тебе опытом.

5.Прекратите тотально контролировать детей, заставляя тем самым лгать, чтобы угодить вам.

6.Многие дети лгут, чтобы защитить себя от осуждения и критики окружающих. Они хотят верить, что они хорошие.

7. Сосредоточьтесь на установлении общности и доверия в отношениях со своим ребёнком. Это обычно самый быстрый путь исправления поведения, который вы находите предосудительным.