Это очень трудное время для родителей. Ребенок начинает бунтовать против помощи: «Я сам», — а его физиологические функции еще к этому не готовы. Желание ребенка несоизмеримо с его возможностями: несовершенная координация движений рук, несогласованность действий двигательной системы, внимания и зрения. И это приносит родителям много беспокойных минут.
Утром нужно бежать в садик, а ребенок сам хочет завязать шнурки на ботинках; опаздываешь на автобус, а ребенок сам хочет застегнуть все пуговицы; когда нужно быстрее идти в магазин, ребенок сам хочет есть, а делать все это быстро он пока не умеет. Возникает противоречие между родителями и детьми, причина которого во времени. Родители хотят сделать все как можно быстрее, потому что им так удобно, потому что они живут в таком ритме. Образ жизни взрослых и удобства, которые они создают, никакого отношения не имеют к воспитанию ребенка. Напротив, часто это приводит к нежелательным последствиям: дети становятся дергаными, капризными, несамостоятельными, подвластными родителям.
Если вы занимаетесь воспитанием детей по-настоящему, будьте в период «Я сам» терпеливыми, терпеливыми и еще раз терпеливыми. Потому что время «Я сам» ребенку нужно пройти в комфортных условиях, чтобы он мог пробовать и пробовать: одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы столько времени, сколько ему понадобится.
Когда ребенок учится самостоятельно что-то делать, пусть даже методом проб и ошибок, добиваясь успеха, он получает удовлетворение. Дайте ребенку возможность пробовать и учиться — это его воспитывает. Пусть он видит свой успех и радуется ему. От родителей требуется только понимание и терпение.
«Я сам» — это замечательное время для ребенка, это время открытий, время успехов и неудач, это время самопознания.
Ребенок, который нормально прошел этот период, более при¬способлен к жизни, самостоятелен и любопытен. У него больше шансов выжить в этом мире.
Раиль Кашапов
«Практическая психология для родителей или педагогика взаимности»