Всестороннее воспитание и развитие ребёнка, подготовка его к жизни в обществе – вот главная задача взрослых, окружающих его.
Родители (законные представители) – первые воспитатели и учителя ребенка и роль их в формировании личности ребенка огромная в повседневном обществе с родителями (законными представителями) малыш учится познавать мир, подражает во всем взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения в обществе. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства – любви, дружбы. Если у родителей (законных представителей) широкие интересы, действенное отношение ко всему происходящему в мире, то и ребенок разделяет их настроение, приобщается к делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Воспитание ребенка и организации его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание определенных нравственных внутри семейных отношений, создание здорового микроклимата. В воспитании и развитии ребёнка не бывает мелочей. От семейного микроклимата зависит эффективность педагогических взаимодействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий, любви.
Огромное влияние на становление личности человека имеет семейный микроклимат. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и воспринимая на себя многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно – эмоциональный опыт. Когда в семье мир и покой ребенок чувствует себя защищённым, он эмоционально уравновешен. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он все видит и слышит вокруг и это все «примеряет» на себя, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные или отрицательные поступки взрослых он наблюдает: забота, внимание, доброту, спокойный тон, недовольство, злость, суету. Все это разнообразие чувств закладывается в личность ребёнка.
Семья – это коллектив, и когда все члены семьи взаимосвязаны определенными обязанностями, ребёнок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Воспитание в условиях коллектива не означает, что «стираются» индивидуальность, напротив важно сохранить неповторимость индивидуальности, развивать свойственные данному ребенку психологические качества проявляющихся в его интересах через характер, способностях. Позитивный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослый – ребенок», зависит от того, какое положение он занимает в семье.
Если в семье создаются условия, где каждый ее член равноправный, где ребёнок разделяет общие заботы, обязанности (в меру своих возможностей), создаются благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка активной, самостоятельной жизненной позиции.
В семье ребенок учиться уважать близких, старших, уважать труд, заботу. Мама самый главный человек для сына или дочки. От мамы зависит создание эмоциональной психологической атмосферы в семье. Отец - это, прежде всего личный пример в семейных отношениях в домашних делах, в воспитании. Очень часто ошибкой родителей (законных представителей) является отсутствие единства требования, в одной ситуации что – то разрешает мама, в этой же ситуации папа категорично запрещает. Прежде всего, родителям (законным представителям) необходимо понимать - ребёнок это уже личность, хотя еще и развивающаяся.
Воспитание ребёнка в семье – это творческий поиск, не терпящий быстрых решений. Умение понимать ребёнка, его состояние, мотивы поведения позволяют наиболее правильно определить составляющий подход к нему. В самых сложных ситуациях родители (законные представители), прежде всего, должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем равноправного члена семьи, стремиться к взаимопониманию, уважению и доверию.
Ваш ребёнок - ваше отражение! Ваше продолжение!