Многие родители жалуются, что у ребенка «каша во рту», и они с трудом его понимают. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей является нарушение (несформированность) фонематического слуха.
Фонематический слух (слух на звуки речи) связан со слуховой функцией, а следовательно, надо начинать с развития слухового внимания и слуховой памяти. Узнавание и различение неречевых звуков - основа для развития фонематического слуха. Учиться всегда проще в игре.
Игры на развитие слуха
1. «Домашние звуки»:
Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, холодильник, стиральная машина...).
2. «Послушай и скажи»:
"Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет…
3. «Музыкант»:
Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
4. «Угадайка»: Покажите ребенку 5 предметов ,например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинать необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Игра проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.
5. «Что я делаю?»:
Поставьте перед ребенком хорошо знакомые предметы:
карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Предложите ребенку определить, что он услышит и рассказать о Ваших действиях. Ребенок отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку и т.д.. Если игра вызывает трудности, проводите ее сначала со зрительной опорой.
6. «Волшебные баночки»:
Поместите в одинаковые непрозрачные баночки сыпучие продукты с частицами различной величины:
манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите ребенка отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
7. «Тихо-Громко»: Учите различать ребенка
одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру.
Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.
8. «Кто как поет»: произносите один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем попросите ребенка повторить. Например:
А – плачет девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - девочка укололась иголкой
А - качают малыша
О - удивилась мама
О - стонет больной
О - поет певица
О - кричит охотник в лесу
У - гудит паровоз
У - звучит дудочка
У - плачет мальчик
9. «Повторяй-ка»: Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать ребенку "МЯУ" громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). Аналогично изменяйте звуковые параметры при повторе следующих звукопродражаний: И-А, МЯ-У,И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.
Успехов вам!
Материал подготовила учитель – логопед Кузнецова Елена Анатольевна
Используемая литература:
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005