Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Речевые развивающие игры на каждый день

 Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.

Речевое развитие детишек происходит особенно быстро в дошкольном возрасте, когда просто невероятными темпами пополняется словарный запас детей, произносимые фразы становятся более осмысленными и развернутыми, а звуковое оформление слов качественно улучшается. Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Предлагаемые мною словесные игры не требуют какого-либо оборудования или наглядности. Их можно проводить по дороге в детский сад, на отдыхе, в транспорте, в ожидании приёма у доктора и т. д. Эти игровые приёмы не займут много времени, зато принесут пользу и приятное общение.

Такое совместное времяпрепровождение позволит с лёгкостью сформировать богатый словарный запас; развить умение правильно использовать грамматические формы; освоить звуковую культуру речи и совершенствовать связную речь, тем самым достигнуть коммуникативной компетентности ребёнка.

 Назови одним словом

Яблоко, груша, апельсин, мандарин – это всё фрукты;
сапоги, туфли, босоножки, кроссовки – это… (обувь);
ромашка, колокольчик, василёк, одуванчик – это… (цветы);
панама, кепка, шляпа, бандана – это … (головные уборы);
диван, кресло, тумбочка, шкаф – это … (мебель);
кастрюля, тарелка, сковорода, стакан – это … (посуда);
дятел, ласточка, скворец, воробей – это … (птицы).

Четвёртый лишний

Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно — лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных.

Д

иван, стол, кастрюля, шкаф (лишнее слово кастрюля, так как это посуда, а всё остальное мебель).
Дуб, берёза, одуванчик, липа.
Орёл, ворона, сова, гусь.
Босоножки, тапки, панама, сапоги.
Жёлтый, красный, сильный, зелёный.
Смелый, храбрый, отважный, злой.

 

Кто это? Что это? Вы начинаете - ребенок договаривает

Хитрая, рыжая, хищная… (лиса);
кислый, жёлтый, сочный… (лимон);
высокая, стройная, зелёная … (ель);
мохнатый, большой, коричневый… (медведь);
сладкий, сочный, крупный … (арбуз)

Какой? Какая? Какое? Какие?

Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч?» (или любой другой хорошо знакомый ему предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым...»

Белка – …(пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, проворная, торопливая);

Дом - ... (деревянный, каменный, высокий, низкий, двухэтажный, пустой, старый, новый, кирпичный);

Пальто - …(красивое, тёплое, зимнее, короткое, длинное, старое, новое, дорогое, красное);

Облака - …(пушистые, лёгкие, белые, воздушные, высокие, красивые).

 

Какое что бывает?

Предложите рассказать, что бывает:

широким – …( река, дорога, лента, улица, кровать, полотенце);
вкусным – …(шоколад, пирог, , сок, обед, суп, торт, ужин, чай);
холодным – …(чай, снег, мороженое, лёд, ветер, дом, компот);
новым – … (дом, стол, костюм , автомобиль, журнал);
зелёным - … (лук, огурец, крокодил, лист, сад, сквер).
 

Назови действия

Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает, садится, поднимается и т. д.);

- что можно сказать о снеге? (летает, падает, кружится, идёт, блестит, скрипит, ложится, тает, переливается);

- что можно сказать о собаке? (лает, грызёт, виляет, спит, охраняет, бегает, ходит, крадётся, подпрыгивает, скулит);

- что можно сказать о солнце (светит, греет, восходит, заходит, печёт, сияет, ласкает).

 Скажи по-другому

Помогите малышу подобрать слова, близкие по значению. Если у человека плохое настроение, то о нём можно сказать, что он грустный, печальный, унылый.

Очень большой – … (огромный, громадный);
чистая вода - …(прозрачная);
самолёт сел - … (приземлился);
мальчик бежит - … (мчится, несётся);
смелый солдат - … (храбрый, отважный, стойкий);
красивое платье - … (восхитительное, прекрасное, нарядное, симпатичное);
дождь идёт - … (льёт, моросит, накрапывает, хлещет).

Один – много

Один – гриб, а если их много, то как мы скажем? (Грибов);
дерево – много (чего?)… деревьев;
лист - … (листьев);
корзина - … (корзин);
ёж - … (ежей);
белка - … (белок);
мальчик - … (мальчиков);
солнечный день - … (солнечных дней);
тёмная туча - … (тёмных туч);
съедобный гриб - … (съедобных грибов);

Скажи ласково

У утки клюв, а у утёнка – клювик;
у собаки лапы, а щенка - … лапки;
птица - … (птичка);
коляска - … (колясочка);
хвост - … (хвостик);
чёрное перо - … (чёрненькое пёрышко);
пёстрые крылья - … (пёстренькие крылышки);
серая спина - … (серенькая спинка) 

Назови родителей

У щенка мама – собака, а папа – пёс;
у котёнка мама – … (кошка), папа – … (кот);
у телёнка мама – … (корова), папа – … (бык);
у жеребёнка мама – лошадь, папа – … (конь);
у козлёнка мама коза, папа – … (козёл);
у ягнёнка мама – … (овца), папа – … (баран);
у крольчёнка мама – … (крольчиха), папа - … (крол);
у цыплёнка мама - … (курица), папа - … (петух);
у утёнка мама – … (утка), папа – … (селезень);
у гусёнка мама – … (гусыня), папа – … (гусь).

Угадай целое

Взрослый называет части предмета, а ребёнок должен угадать этот предмет (целое).

Кабина, кузов, колёса, фары, двери – грузовая машина.
Палуба, корма, каюта, штурвал - … (корабль).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни - … (дерево).
Хвост, крылья, кабина, шасси, иллюминатор - …(самолёт).
Голова, хвост, крылья, лапки, клюв, перья - … (птица).
Голова, туловище, плавники, чешуя, глаза … (рыба). 

Найди рифму.

Предложите ребёнку подобрать пару созвучных слов: ночка – дочка, халат – салат.
Галка - …(палка, скалка, скакалка);
ёлка - … (пчёлка, тёлка, чёлка);
рубашка - … (пташка, кашка, букашка);
лягушка - … (подружка, попрыгушка, квакушка, кукушка, частушка);
Снежок - … (сапожок, кружок, флажок, дружок, бережок).

 Придумай слово

Можно придумывать из одного слова другое, похожее, например, конверт из бумаги – бумажный конверт;

кисель из клюквы – … ( клюквенный кисель);
суп из овощей – … (овощной суп);
перчатки из кожи – … (кожаные перчатки);
стакан из стекла – … (стеклянный стакан);
варенье из малины – … (малиновое варенье);
сапоги из резины – … ( резиновые сапоги);
деталь из железа - … (железная деталь);
скамейка из дерева – … (деревянная скамейка);
крепость из снега – … (снежная крепость);
дом из кирпича – … (кирпичный дом). 

Противоположные слова

Этот дом высокий, а этот - низкий;
широкий – … (узкий);
больной – …(здоровый);
мелкий – … (глубокий);
чистый – …(грязный);
тонкий – … (толстый);
холодный – …( горячий);
светлый – … (тёмный);
легкий – … ( тяжёлый);
длинный – …( короткий);
кислый – …(сладкий);
смелый – …(трусливый);
ленивый – …(трудолюбивый);
медленный – …(быстрый);
злой – … (добрый);
умный – … (глупый);
весёлый - … (грустный);
молодой – … (пожилой); 

Придумай слово

На звук К… (кошка, кот, конфета, каша, карандаш, кузнечик).
На звук КЬ… (кирпич, кит, кеды, кепка).
На звук Л … (лодка, лампа, лопух, ласточка, лапти, ландыш).
На звук ЛЬ… (лимон, липа, лето, лестница, леденец, Лена).
На слог МА... (маска, мама, матрешка, малина, малина).
На слог СА… (сапоги, салют, санки, сарафан, сахар).
На слог РУ… (рука, рукавица, рубанок, ручка, рубашка).

Назови первый звук в словах.

Удочка, альбом, облако, игла, комната, собака, сито, кит, забор, земля, носок, нитки, лопата, лимон, вата, винт, гуси, гитара, дом, день, банка, бинокль, щит, часы, шалаш, жара, медаль, молоко, плита, петух, ромашка, рюкзак, торт, телефон, факел, фильм. 

Звуковая цепочка.

Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последний звук в предыдущем слове.

Телефон, насос, сапоги, игла, аист, торт, танк, кактус, самолёт, туфли, ириска, арка, азбука, аквариум, мак, кот, танец, цирк, конфета, артист.. и т.д.

Добавь словечко

Я пью, ты пьёшь, мы пьём.
Я стою, ты …(стоишь), мы … (стоим).
Я пою, ты …(поёшь), мы … (поём).
Я читаю, ты … (читаешь), мы … (читаем).
Я кушаю, ты … (кушаешь), мы … (кушаем).

Выполни действие

Взрослый называет любое действие в настоящем времени, а ребёнок называет действие, которое уже выполнено: ест – съел; гуляет – погулял.

Рисует - … (нарисовал); пишет - … (написал); поливает - … (полил); вытирает - … (вытер); копает - … (выкопал); собирает - … (собрал); несёт - … (принёс); ищет - … (нашёл); ловит - … (поймал); смотрит - … (смотрел); летит - … (прилетел). 

Закончи фразу

Колючий … (еж), воздушный … (шар), высокий … (дом), пушистый … (кот), хитрая … (лиса), мягкая … (вата), холодная …(вода), веселые … (дети); веселый … (гном), свежий … (хлеб), горячий … (блин), кленовый … (лист); стеклянная … (банка), новая … (кофта), домашние … (тапки).

Где что можно делать?

Спросите у малыша, что можно делать в лесу? – гулять, собирать грибы, слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом.

Что можно делать на реке? - … (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на лодке).

Что можно делать в детском саду? - …(играть, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, рассматривать книги).

Что можно делать в магазине? - … (делать покупки, рассматривать товар, интересоваться новинками, спрашивать продавца, встретить знакомых.

Почему так говорят

Узнайте у ребёнка, как он понимает выражение: «растёт не по дням, а по часам» (растёт очень быстро).

«Одна нога здесь, другая там»,   «Свалился, как снег на голову»,    «Надуть губы»,   «Летел, как угорелый», «Зарубить на носу»,   «Как гром среди ясного неба», «У страха глаза велики», «Сгореть со стыда», «Ахнуть не успел».

Закончи предложение

Начните говорить предложение, но оборвите его на самом интересном месте и попросите закончить. Предложения могут быть такими:

На улице стало сухо, потому что выглянуло солнышко.
Начался дождь, поэтому… .
Я надел теплую куртку, потому что... .
Растения нужно поливать для того, чтобы… .
Мы пойдём гулять, если…
Дети сели в лодку, чтобы.. .

Исправь ошибку.

Предложите ребёнку найти ошибку и правильно составить предложение.

Конура залезла в собаку.
Лужа перепрыгнула через меня.
Стул залез под котёнка.
На лягушку прыгнула трава.
Кустик спрятался за ёжика.
Щука поймала рыболова.
 

                                                         Учитель-логопед: Е. А. Кузнецова

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М.: Творческий центр «Сфера», 20011.

2. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5 – 7 лет. М.: Творческий центр «Сфера», 2012.

3. Журналы «Логопед» за 2011,2012 гг.