Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.
Речевое развитие детишек происходит особенно быстро в дошкольном возрасте, когда просто невероятными темпами пополняется словарный запас детей, произносимые фразы становятся более осмысленными и развернутыми, а звуковое оформление слов качественно улучшается. Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Предлагаемые мною словесные игры не требуют какого-либо оборудования или наглядности. Их можно проводить по дороге в детский сад, на отдыхе, в транспорте, в ожидании приёма у доктора и т. д. Эти игровые приёмы не займут много времени, зато принесут пользу и приятное общение.
Такое совместное времяпрепровождение позволит с лёгкостью сформировать богатый словарный запас; развить умение правильно использовать грамматические формы; освоить звуковую культуру речи и совершенствовать связную речь, тем самым достигнуть коммуникативной компетентности ребёнка.
Назови одним словом
Четвёртый лишний
Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно — лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных.
Д
Кто это? Что это? Вы начинаете - ребенок договаривает
Какой? Какая? Какое? Какие?
Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч?» (или любой другой хорошо знакомый ему предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым...»
Белка – …(пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, проворная, торопливая);
Дом - ... (деревянный, каменный, высокий, низкий, двухэтажный, пустой, старый, новый, кирпичный);
Пальто - …(красивое, тёплое, зимнее, короткое, длинное, старое, новое, дорогое, красное);
Облака - …(пушистые, лёгкие, белые, воздушные, высокие, красивые).
Какое что бывает?
Предложите рассказать, что бывает:
Назови действия
Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает, садится, поднимается и т. д.);
- что можно сказать о снеге? (летает, падает, кружится, идёт, блестит, скрипит, ложится, тает, переливается);
- что можно сказать о собаке? (лает, грызёт, виляет, спит, охраняет, бегает, ходит, крадётся, подпрыгивает, скулит);
- что можно сказать о солнце (светит, греет, восходит, заходит, печёт, сияет, ласкает).
Скажи по-другому
Помогите малышу подобрать слова, близкие по значению. Если у человека плохое настроение, то о нём можно сказать, что он грустный, печальный, унылый.
Один – много
Скажи ласково
Назови родителей
Угадай целое
Взрослый называет части предмета, а ребёнок должен угадать этот предмет (целое).
Найди рифму.
Придумай слово
Можно придумывать из одного слова другое, похожее, например, конверт из бумаги – бумажный конверт;
Противоположные слова
Придумай слово
Назови первый звук в словах.
Удочка, альбом, облако, игла, комната, собака, сито, кит, забор, земля, носок, нитки, лопата, лимон, вата, винт, гуси, гитара, дом, день, банка, бинокль, щит, часы, шалаш, жара, медаль, молоко, плита, петух, ромашка, рюкзак, торт, телефон, факел, фильм.
Звуковая цепочка.
Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последний звук в предыдущем слове.
Телефон, насос, сапоги, игла, аист, торт, танк, кактус, самолёт, туфли, ириска, арка, азбука, аквариум, мак, кот, танец, цирк, конфета, артист.. и т.д.
Добавь словечко
Выполни действие
Взрослый называет любое действие в настоящем времени, а ребёнок называет действие, которое уже выполнено: ест – съел; гуляет – погулял.
Рисует - … (нарисовал); пишет - … (написал); поливает - … (полил); вытирает - … (вытер); копает - … (выкопал); собирает - … (собрал); несёт - … (принёс); ищет - … (нашёл); ловит - … (поймал); смотрит - … (смотрел); летит - … (прилетел).
Закончи фразу
Колючий … (еж), воздушный … (шар), высокий … (дом), пушистый … (кот), хитрая … (лиса), мягкая … (вата), холодная …(вода), веселые … (дети); веселый … (гном), свежий … (хлеб), горячий … (блин), кленовый … (лист); стеклянная … (банка), новая … (кофта), домашние … (тапки).
Где что можно делать?
Спросите у малыша, что можно делать в лесу? – гулять, собирать грибы, слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом.
Что можно делать на реке? - … (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на лодке).
Что можно делать в детском саду? - …(играть, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, рассматривать книги).
Что можно делать в магазине? - … (делать покупки, рассматривать товар, интересоваться новинками, спрашивать продавца, встретить знакомых.
Почему так говорят
Узнайте у ребёнка, как он понимает выражение: «растёт не по дням, а по часам» (растёт очень быстро).
«Одна нога здесь, другая там», «Свалился, как снег на голову», «Надуть губы», «Летел, как угорелый», «Зарубить на носу», «Как гром среди ясного неба», «У страха глаза велики», «Сгореть со стыда», «Ахнуть не успел».
Закончи предложение
Начните говорить предложение, но оборвите его на самом интересном месте и попросите закончить. Предложения могут быть такими:
Исправь ошибку.
Предложите ребёнку найти ошибку и правильно составить предложение.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М.: Творческий центр «Сфера», 20011.
2. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5 – 7 лет. М.: Творческий центр «Сфера», 2012.
3. Журналы «Логопед» за 2011,2012 гг.