Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Речевое дыхание

Всегда говорим мы, когда выдыхаем

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких.

Без сильной длительной воздушной струи нарушаются звукопроизношение и общее звучание речи (так называемая речь «взахлёб»), окончания слов не проговариваются, конец фразы «смазанный».

Дыхание   бывает физиологическим (природным) и речевым.

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). В отличие от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс.

Печальная статистика: у 80% детей с нарушением речи речевое дыхание не сформировано! Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. При этом объем легких существенно ниже возрастной нормы.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха.

Поэтому дыхательные упражнения для формирования у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и профилактики вирусных заболеваний у всех детей.

Приступая к занятиям, помните, что эти упражнения могут быстро утомить и даже вызвать у ребенка головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых рекомендаций:

Упражнения выполняются ежедневно в течение 3-5 минут в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде, желательно до еды и под контролем взрослых .

1 этап. Основные моменты правильного речевого дыхания:

•             Короткий сильный вдох через нос, плечи не поднимаем

•             Выдох плавный и длительный, без толчков. Губы складываются трубочкой. Чтобы малышу было понятнее, нужно показательно выдохнуть, пропев звук «О».

•             Помните: выдох выполняется через рот, а не через нос! Обязательно проконтролируйте этот момент.

•             Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха - пауза 2-3 секунды.

•             Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).                

2 этап. Игры в помощь:

•             Ветряная мельница. Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, а взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

(А. С. Пушкин)

•             Кораблик. Опуская бумажный кораблик в таз с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть медленно и длительно. Устраивайте соревнования, у кого корабль уплывет дальше. Главное правило — один «тайм» игры это один выдох. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

(Русская народная поговорка)

•             Живой карандаш. Положите карандаш на ровную поверхность (например, стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

•             Буря в стакане. Вам понадобятся соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку так, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

•             Чей пароход гудит громче? Для игры необходимы стеклянные пузырьки – для взрослого и ребенка. Взрослый показывает, как погудеть в пузырек (высунуть кончик языка так, чтобы он касался горлышка прижатого к подбородку языка). Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, малыш нарушил правила.

•             Ароматный цветок. Нюхаем цветы или надушенный платок. Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, произвести полный медленный выдох.

•             Именинный пирог. Задуваем свечи. Глубокий вдох носом и ровный сильный выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в День Рождения, повторяя действие, тем самым вырабатывая длительность и силу выдоха.

•             Одуванчики. Отличное упражнение для занятий на свежем воздухе. На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков!

•             Полицейский. Используем детский свисток. Вот полицейский увидел нарушителя - свистим в свисток! Помимо развития сильного плавного выдоха происходит активизация губных мышц.

•             Полезно надувание воздушных шариков (или пускание мыльных пузырей). Хорошо использовать заучивание и произнесение детских коротких стихов, скороговорок, соблюдая при этом правильное дыхание.

Дышите правильно, занимайтесь с удовольствием, и тогда результаты не заставят себя ждать!

Материал подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.

Литература:

1 Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.

2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

3.Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad