Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Задача системы дошкольного образования обеспечить вариативность и разнообразие организационных форм, обеспечение возможности формирования непосредственной образовательной деятельности различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей, и состояния психофизического здоровья детей.
В свете требований ФГОС ДОО к обновлению дошкольного образования педагогическим сообществом активно осуществляется поиск и разработка инновационных технологий, методик и подходов, форм организаций совместной деятельности взрослого и ребенка, в том числе в формах и моделях инклюзивного образования, которое должно быть направлено на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – один из аспектов всестороннего развития детей. Давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных действий.
Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики дошкольников способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки различной информации.
Относительно недавно появилось новое увлечение под названием «ХЭНДГАМ», что означает «жвачка для рук». Она обладает странными и своеобразными физическими свойствами и не прилипает к рукам. На сегодняшний день ХЭНДГАМ обретает широкую популярность, как среди детей, так и для взрослых.
Следует отметить, что HANDGUM, не только забавная игрушка, но и очень полезный предмет. HANDGUM способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи, снимает агрессию и раздражение, развивает творческое мышление, укрепляет кистевые мышцы рук, создает позитивно эмоциональный фон и является замечательным антистрессом.
Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга и снимают усталость. Массируя определённые точки, можно воздействовать и на внутренние органы, которые с этими точками связаны. HANDGUM пастельных тонов гармонизирует, дарит покой, а ярких цветов – заряжает положительными эмоциями.
Из опыта работы
Работа по развитию тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством HANDGUM систематизирована.
Определены условия реализации: группа детей со сниженными моторными навыками, наборы ХЭНДГАМ разных цветов.
Основная цель: совершенствование качества моторных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством внедрения ХЭНДГАМ.
Исходя из основной цели, выделяются следующие задачи:
1. Развивающие – способствовать развитию психомоторных функций у детей дошкольного возраста с помощью ХЭНДГАМ.
2. Образовательные – познакомить детей с материалом ХЭНДГАМ, его свойствами и особенностями, вызвать интерес к занятиям с ним;
- показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, обучать приемам зрительного и тактильного обследования.
3. Воспитательные – развивать и поддерживать эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов окружающий действительности;
- создать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с нетрадиционным материалом.
Ожидаемый результат:
1) повысится доля детей с достаточным уровнем моторного развития;
2) дети, с недостаточными показателями психомоторного развития, достигнут уровня показателей детей с нормой.
Методические приемы обучения детей работе с ХЭНДГАМ:
1) игровые приемы и ситуации, упражнения лепки, растягивание «умного пластилина»;
2) рассматривание и обследование данного материала, наблюдение за его свойствами;
3) показ способов работы;
4) словесные методы и приемы;
5) работа с материалом осуществляется под постоянным присмотром взрослого (основное предупреждение, что ХЭНДГАМ не съедобен, а также о том, что фигуры из него не держат форму долго и растекаются).
Коррекционная работа с применением HANDGUM:
Упражнения на развитие мелкой моторики ладоней и пальцев рук, лепка с использованием различных приемов.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием инновационного материала и технологии работы с ним обеспечивают детям значительную положительную динамику.
Занятия с использованием ХЭНДГАМ способствуют активному развитию у ребенка:
мелкой моторики, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения и концентрации внимания;
волевых качеств (усидчивости, терпения и т.д.).
Дети приобретают практические навыки, закрепляют знания о цветах и формах, ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.
Вывод
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно утверждать, что реализация технологии и использования инновации ХЭНДГАМ обеспечивает положительную динамику в развитии моторного праксиса у детей дошкольного возраста с ОВЗ и способствует регуляции их психоэмоционального состояния.
Список используемой литературы
1. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов. - М. Астрель, 2003.
2. З. М. Богуславская «Развивающие игры для детей дошкольного возраста».- М. Просвещение, 1991.
3. С. Б. Горбушкина «Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников»/»Дошкольная педагогика», № 7, 2007.
Интернет-ресурс:
http://kin der-tweet.ru
Учитель-логопед Сакович Оксана Анатольевна