Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Развитие моторного праксиса у дошкольников с ОВЗ посредством ХЭНДГАМ


Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский

       Задача системы дошкольного образования обеспечить вариативность и разнообразие организационных форм, обеспечение возможности формирования непосредственной образовательной деятельности различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей, и состояния психофизического здоровья детей.
       В свете требований ФГОС ДОО к обновлению дошкольного образования педагогическим сообществом активно осуществляется поиск и разработка инновационных технологий, методик и подходов, форм организаций совместной деятельности взрослого и ребенка, в том числе в формах и моделях инклюзивного образования, которое должно быть направлено на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – один из аспектов всестороннего развития детей. Давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных действий.
       Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики дошкольников способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки различной информации.
       Относительно недавно появилось новое увлечение под названием «ХЭНДГАМ», что означает «жвачка для рук». Она обладает странными и своеобразными физическими свойствами и не прилипает к рукам. На сегодняшний день ХЭНДГАМ обретает широкую популярность, как среди детей, так и для взрослых.
       Следует отметить, что HANDGUM, не только забавная игрушка, но и очень полезный предмет. HANDGUM способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи, снимает агрессию и раздражение, развивает творческое мышление, укрепляет кистевые мышцы рук, создает позитивно эмоциональный фон и является замечательным антистрессом.
       Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга и снимают усталость. Массируя определённые точки, можно воздействовать и на внутренние органы, которые с этими точками связаны. HANDGUM пастельных тонов гармонизирует, дарит покой, а ярких цветов – заряжает положительными эмоциями.

Из опыта работы
Работа по развитию тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством HANDGUM систематизирована.

Определены условия реализации: группа детей со сниженными моторными навыками, наборы ХЭНДГАМ разных цветов.

Основная цель: совершенствование качества моторных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством внедрения ХЭНДГАМ.

Исходя из основной цели, выделяются следующие задачи:

1. Развивающие – способствовать развитию психомоторных функций у детей дошкольного возраста с помощью ХЭНДГАМ.
2. Образовательные – познакомить детей с материалом ХЭНДГАМ, его свойствами и особенностями, вызвать интерес к занятиям с ним;
- показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, обучать приемам зрительного и тактильного обследования.
3. Воспитательные – развивать и поддерживать эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов окружающий действительности;
- создать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с нетрадиционным материалом.

Ожидаемый результат:
1) повысится доля детей с достаточным уровнем моторного развития;
2) дети, с недостаточными показателями психомоторного развития, достигнут уровня показателей детей с нормой.

Методические приемы обучения детей работе с ХЭНДГАМ:
1) игровые приемы и ситуации, упражнения лепки, растягивание «умного пластилина»;
2) рассматривание и обследование данного материала, наблюдение за его свойствами;
3) показ способов работы;
4) словесные методы и приемы;
5) работа с материалом осуществляется под постоянным присмотром взрослого (основное предупреждение, что ХЭНДГАМ не съедобен, а также о том, что фигуры из него не держат форму долго и растекаются).

Коррекционная работа с применением HANDGUM:
Упражнения на развитие мелкой моторики ладоней и пальцев рук, лепка с использованием различных приемов.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием инновационного материала и технологии работы с ним обеспечивают детям значительную положительную динамику.

Занятия с использованием ХЭНДГАМ способствуют активному развитию у ребенка:
 мелкой моторики, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
 сенсорного восприятия;
 глазомера;
 логического мышления;
 воображения и концентрации внимания;
 волевых качеств (усидчивости, терпения и т.д.).
Дети приобретают практические навыки, закрепляют знания о цветах и формах, ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.
Вывод

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно утверждать, что реализация технологии и использования инновации ХЭНДГАМ обеспечивает положительную динамику в развитии моторного праксиса у детей дошкольного возраста с ОВЗ и способствует регуляции их психоэмоционального состояния.

Список используемой литературы

1. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов. - М. Астрель, 2003.

2. З. М. Богуславская «Развивающие игры для детей дошкольного возраста».- М. Просвещение, 1991.

3. С. Б. Горбушкина «Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников»/»Дошкольная педагогика», № 7, 2007.

Интернет-ресурс:
http://kin der-tweet.ru

                                                                           Учитель-логопед Сакович Оксана Анатольевна