Проект по подготовке дошкольников
к обучению грамоте
«В мире звуков и букв»
Руководитель проекта:
Букреева Ирина Анатольевна,
учитель-логопед
Участники проекта:
дети, родители, воспитатели
Краткая аннотация проекта
Название проекта: «В мире звуков и букв»
Название организации: МАДОУ «Детский сад №5»
Тип проекта: учебно - игровой
Продолжительность: долгосрочный (2 года)
Состав проектной группы
Руководитель проекта: учитель - логопед Букреева Ирина Анатольевна
Участники - воспитатели, дети старшей группы, родители
По числу участников проекта: групповой
По характеру контактов: в рамках МАДОУ № 5
Сроки реализации проекта: 15 сентября 2016 по 15 мая 2018 учебного года
Целевая аудитория: дети, посещающие логопедические занятия по подготовке к обучению элементарных навыков письма и чтения и их родители.
Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
· Сформированность звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);
· Сформированность фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
· Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
· Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
· Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «В мире звуков и букв» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.
3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
4. Воспитывать желание к познанию всему этому научиться.
Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.
Содержание проекта
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.
Предполагаемый результат проекта:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
2. Четко дифференцировать звуки родного языка;
3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
4. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
5. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
7. Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Перспективное планирование
Месяц 2016 - 2017 г |
Название мероприятия |
Цель |
Форма |
Сентябрь |
Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте» |
Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте |
Родительское собрание |
Октябрь |
«Готовность детей к школе» |
Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок |
Анкетирование |
Ноябрь |
Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?» |
Вызвать у детей интерес к обучению |
Беседа |
Декабрь |
«Звук слог слово» |
Познакомить детей со звукобуквенным анализом |
Занимательная игра |
Январь |
Игра «Подбери семейку слов» Игра «Лишнее слово» «Что такое предложение?» |
1.Учить подбирать однокоренные слова 2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию 3.Познакомить детей с понятием «предложение» |
Дидактические игры Игра |
Февраль |
1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом?» |
1.Образование прилагательных от числительных 2.Употребление предлогов 3.Развитие понимания распространенных предложений
|
Дидактические игры |
Март |
«Звук и буква» Д/ и «Буква потерялась» |
Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим |
Игровая деятельность |
Апрель |
Сказка «гласные и согласные звуки» "Алфавит" |
Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных |
Непосредственно образовательная деятельность |
Май |
Согласные звуки Д/и: «Слово на звук …» |
Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить. |
Игра Дидактические игры |
Июнь |
«Сколько звуков в слове?» Д/и «Посчитай звуки» |
Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове. |
Игры на звуковой анализ и синтез используя цветовые круги
|
Месяц 2017-2018 |
Название мероприятия |
Цель |
Форма |
Сентябрь |
"Готовимся к письму"
|
Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму
Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. |
Занимательные упражнения |
Октябрь
|
«Какая буква заблудилась?» Д/и: «Слово на слог» «Составляем слова из слогов»
|
Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова |
Занимательные упражнения
|
Ноябрь |
«Читаем односложные слова» Д/и: «Цепочка слов» |
Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами |
Занимательные упражнения |
Декабрь |
«Читаем слова по слогам» «Прочитай по первым звукам» |
Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами |
Занимательные упражнения Развивающая игра |
Январь |
Д/И: "Продолжи слово" "Сплетем венок из предложений" (схема предложения) |
Развивать умение детей делить слова на слоги. Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. |
Дидактические игры |
Февраль |
Д/и «Волшебные кубики»
|
Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. |
Дидактические игры |
Март |
"Чтение слов по слогам" Д/и: "Угадай слово" |
Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами Развивать умение детей делить слова на слоги. |
Занимательные упражнения Дидактические игры |
Апрель |
"Согласные и гласные звуки" Д/и: "Веселый поезд" |
Закрепить умение различать звуки согласные и гласные Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. |
Игры Беседа |
Май |
Викторина «Игры со звуками и буквами» |
Закрепление звуко-буквенного анализа. |
Викторина |
Июнь |
Диагностика |
Проверить уровень практического осознания элементов навыков письма и чтения |
Диагностика |
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.
Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.
- Выявление уровня речевого развития детей.
- Анализ результатов работы по реализации проекта.
- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.
- Итоговое обобщающее открытое занятие «В стране звуков и букв».
Были созданы условия по реализации проекта.
1. Собрание «Ребенок на пороге школы»
2. Анкетирование для родителей по развитию речи воспитанника
3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед, педагоги группы
4. Материально – технические ресурсы: ИКТ, фотоаппарат, магнитофон
5.Информационные ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, воспитателей по обучению грамоте, папки - передвижки, рассказы для детей о словах и буквах, просмотр видео о звуках и буквах, интернет ресурсы: сайт dou5.ru
Возможность распространения проекта.
· Презентация проекта в ДОУ. Итоговое мероприятие.
· Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.
Заключение
Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Литература
1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.