Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Проект по подготовке дошкольников к обучению грамоте "В мире звуков и букв"

Проект по подготовке дошкольников

к обучению грамоте

«В мире звуков и букв»

 

 

Руководитель проекта:

    Букреева Ирина Анатольевна,

учитель-логопед

        

                                                                                             Участники проекта:

дети, родители, воспитатели

                                          

Краткая аннотация проекта

Название проекта: «В мире звуков и букв»

Название организации: МАДОУ «Детский сад №5»

Тип проекта: учебно - игровой

Продолжительность: долгосрочный (2 года)

Состав проектной группы

Руководитель проекта: учитель - логопед Букреева Ирина Анатольевна

Участники - воспитатели, дети старшей группы, родители

По числу участников проекта: групповой

По характеру контактов: в рамках МАДОУ № 5

Сроки реализации проекта: 15 сентября 2016 по 15 мая 2018 учебного года

Целевая аудитория: дети, посещающие логопедические занятия по подготовке к обучению элементарных навыков письма и чтения и их родители.

  • Цель проекта: развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза.
  • осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.                                  

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

·         Сформированность  звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

·         Сформированность  фонематических процессов -  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

·         Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу -  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

·         Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

·         Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.                                 

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «В мире звуков и букв» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

4. Воспитывать желание к познанию всему этому научиться.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1.  Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

2.  Четко дифференцировать звуки родного языка;

3.  Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

4.  Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

5.  Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.                                                      

6.  Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

7.  Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Перспективное планирование

Месяц 2016 - 2017 г

Название мероприятия

Цель

Форма

Сентябрь

Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Родительское собрание

Октябрь

«Готовность детей к школе»

Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок

Анкетирование

Ноябрь

Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?»

Вызвать у детей интерес к обучению

Беседа

Декабрь

«Звук слог слово»

Познакомить детей со звукобуквенным анализом

Занимательная игра

Январь

Игра «Подбери семейку слов»

Игра «Лишнее слово»

«Что такое предложение?»

1.Учить подбирать однокоренные слова

2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию

3.Познакомить детей с понятием «предложение»

Дидактические игры

Игра

Февраль

1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки»                             4. Игра «Что сначала, что потом?»

1.Образование прилагательных от числительных

2.Употребление предлогов

3.Развитие понимания распространенных предложений

 

Дидактические игры

Март

«Звук и буква»

Д/ и «Буква потерялась»

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим

Игровая деятельность

Апрель

Сказка «гласные и согласные звуки»

"Алфавит"

Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных

Непосредственно образовательная деятельность

Май

Согласные звуки

Д/и: «Слово на звук …»

Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить.

Игра Дидактические игры

Июнь

«Сколько звуков в слове?»

Д/и «Посчитай звуки»

Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове.

Игры на звуковой анализ и синтез используя цветовые круги

 

Месяц 2017-2018

Название мероприятия

Цель

Форма

Сентябрь

"Готовимся к письму"

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму  

Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая  их самостоятельный  выбор и доступность.

Занимательные упражнения

Октябрь

 

 

 

 

 

«Какая буква заблудилась?»

Д/и: «Слово на слог»

«Составляем слова из слогов»

 

Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке

Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова

Занимательные упражнения

 

Ноябрь

«Читаем односложные слова»

Д/и: «Цепочка слов»

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Занимательные упражнения

Декабрь

«Читаем слова по слогам»

«Прочитай по первым звукам»

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Занимательные упражнения

Развивающая игра

Январь

Д/И: "Продолжи слово"

"Сплетем венок из предложений"

(схема предложения)

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Дидактические игры

Февраль

Д/и

«Волшебные кубики»

 

Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Дидактические игры

Март

"Чтение слов по слогам"

Д/и: "Угадай слово"

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Занимательные упражнения

Дидактические игры

Апрель

"Согласные и гласные звуки"

Д/и: "Веселый поезд"

Закрепить умение различать звуки согласные и гласные

Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Игры

Беседа

Май

Викторина «Игры со звуками и буквами»

Закрепление звуко-буквенного анализа.

Викторина

Июнь

Диагностика

Проверить уровень практического осознания элементов навыков письма и чтения

Диагностика

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

- Выявление уровня речевого развития детей.

- Анализ результатов работы по реализации проекта.

- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

- Итоговое обобщающее открытое занятие «В стране звуков и букв».  

Были созданы условия по реализации проекта.

1. Собрание «Ребенок на пороге школы»

2. Анкетирование для родителей по развитию речи воспитанника

3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед, педагоги группы

4. Материально – технические ресурсы: ИКТ, фотоаппарат, магнитофон

5.Информационные ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, воспитателей по обучению грамоте, папки - передвижки, рассказы для детей о словах и буквах, просмотр видео о звуках и буквах, интернет ресурсы: сайт dou5.ru

 

Возможность распространения проекта.

·         Презентация проекта в ДОУ. Итоговое мероприятие.

·         Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.

Заключение

Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для  полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

 

Литература

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.