Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Повышение речевой активности детей раннего возраста

Недоразвитие или отсутствие речи у детей 2-3 лет становится все более серьезной проблемой для педагогов и родителей. Дети с задержкой речевого развития выделяются среди своих сверстников тем, что вместо слов используют жесты.

Для ускорения появления речи у детей необходима правильная организация условий общения. Потребность в общении можно вызвать созданием «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения к окружающим с учетом интересов ребенка. Чаще всего это игрушки.

- Если на просьбу малыша дать игрушку, выраженную жестом, не следует ответа взрослого, ребенок начинает сам проявлять речевую активность, хотя и испытывает при этом большие трудности

- Вызвать речевую активность можно и другим способом, расставив любимые игрушки на высоко расположенных полках. Дети не могут их достать самостоятельно, и вынуждены обращаться к взрослым с просьбой, для которой они ищут словесное выражение. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу: «Что тебе дать? Скажи: «Дай куклу».

- Одним из приемов активизации речи является поручение. Например, «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».

После выполнения поручения необходимо спросить малыша: «Что ты принес?», «Где ты это взял?», «Что у тебя в руках?» и т.д.

- Даются и задания речевого плана: «Спроси у папы, где твой мяч?», «Попроси у …»

Для достижения требуемого эффекта в активизации подражательной речевой деятельности необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить подражать движениям рук, ног, головы, например: «Полетим, как птички», «Походим, как мишки», «Постоим на одной ножке». Свои действия и действия детей взрослый должен сопровождать речью, желательно в стихотворной форме. Например, взрослый говорит:

- Мы идем: топ-топ. (Ребенок идет за взрослым).

- Побежали: шлеп-шлеп. (Ребенок бежит за взрослым).

- И устали: стоп! (Ребенок останавливается вместе со взрослым).

- Необходимо развивать умение подражать действиям с предметами, например, при игре в мяч, когда игра сопровождается отдельными слонами и восклицаниями: «Дай! Лови! Кати!» Стимуляция речевой активности в играх наиболее продуктивна, так как при этом речь сочетается с приятными эмоциями. Появ¬ление элементов активной речи может происходить непроизвольно в процессе самых разнообразных предметных игр, когда дети перекладывают, показывают, подталкивают, ощупывают, наблюдают предметы. При этом взрослый должен разговаривать с ребенком, задавая ему на¬водящие вопросы: «Какой это шарик? Маленький? Синий?», «Эта машина едет? Стоит?», «Как сигналит машина? А как паровоз?» Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе взрослый: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Туту!». Этот метод инициирования активной речи ребенка называется методом ими¬тации: взрослый отчетливо, энергично артикулирует звук и своей речи и вырази¬тельно интонирует ее, а ребенок слушает и повторяет, имитирует речь взрослого, усваивая при этом артикуляцию, модуляцию голоса и смысл обращенной речи. При этом взрослый активизирует слуховую ориентировочную реакцию ребенка. Добиться от малыша произношения слова по подражанию взрослый может также с помощью приема внезапного ис¬чезновения и появления предмета: «Позови лялю: иди, иди! Скажи: ляля, ляля!» и т. п. Так как подражание часто носит отсроченный характер, нужно несколько раз повторить новое слово.

- Накопление пассивного словаря. Накопление слов происходит благодаря ознакомлению де¬тей с окружающей предметной действительностью: ребенок знакомится с объектом и одновременно узнает его словесное обозначение. Сначала он вос¬принимает слово вместе с предметом, действием, признаком, затем это слово в соответствующих ситуациях должно повторяться взрослыми для ребенка много-кратно, и, наконец, оно становится «сво¬им», т. е. ребенок начинает использовать его в общении. При этом необходимо, чтобы ребенок как можно полнее воспри¬нимал предмет: ощупывал его, мял, слы¬шал издаваемые им звуки, проделывал с ним разнообразные действия.

- Создание ситуации, в которой движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами: баюкает куклу и напевает «бай-бай», показывает, как кукла ходит, и говорит: «Идет, идет Катя, ножками «топ-топ»; ма-шина едет «би-би», колокольчик звенит «динь-динь». Особенно благоприятные условия для подражания создаются тог¬да, когда двигающиеся предметы или жи-вотные издают звуки (машина и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет).

- Эффективными для развития активной речи являются занятия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации. На этих занятиях легко соединить реальные предметы, действия и признаки со словами, которыми они обозначаются. Кроме того, на них легко создаются «проблемные ситуации». Так, если кому-то из детей педагог «забывает» положить лист бумаги или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее.

- Повысить речевую активность, вызвать произношение звуков, звукопод-ражаний, слов помогает артикуляционная гимнастика. Проведение ее в ран¬нем возрасте положительно воздействует на мышцы артикуляционного аппа¬рата ребенка, позволяет добиваться их мягкости, эластичности, подвижности, тем самым предупреждая возникновение неправильного звукопроизношения. Например, дети выполняют артикуляционное упражнение «Птичка и птенчики»: широко открывают рот. При выполнении упражнения взрослый называет произно¬шение: кукла «а» и объясняет: «Так разговаривает кукла». Тут же спрашивает: «Как разговаривает кукла? Кто так разговаривает?» После упражнения «Лошадка» (дети открывают рот и щелкают кончиком языка) выполнить упражнение «Улыбка» с произношением звука «и», объ¬ясняя: «Так кричит лошадка». Затем спра¬шивает: «Как кричит лошадка? Кто так кричит?» Выполнение артикуляционного упражнения «Кошка лакает молочко» со¬провождается произнесением звукоподражания «мяу-мяу, мур-мур». Взрослый спрашивает: «Кто так разговаривает?».

- Благоприятно воздействуют на психическое развитие ребенка в целом и повышают речевую активность пальчиковые игры. Применение пальчиковой гимнастики необходимо всем детям. Очень важно, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами, которые привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

- Регулярно повторяющиеся моменты в режиме дня: умывание, одевание и раздевание, прием пищи, способствуют повторению простых и доступных для понимания образцов речи с опорой на собственные действия детей. Разговор ведется в форме своеобразного диалога: взрослый спрашивает и тут же сам отвечает, стимулируя познавательную активность ребенка. Например, собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: «Сейчас мы будем одеваться, чтобы идти гулять. Куда мы пойдем? Что мы наденем на голову? А где же у нас шапка? Найди шапку. Нашел? Вот она, шапка. Давай наденем шапку на голову. Что мы надели на голову? Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. У шапки есть ленточки. Вот какие ленточки У шапки! Мы завяжем ленточки, чтобы шапка на улице не соскочила с головы. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да? А теперь наденем куртку. Где твоя куртка? Вот она, куртка, синего цвета. Что мы надеваем? Куртку, теплую, мягкую. Тебе будет тепло в ней. А где варежки? Наденем их на ручки. Что мы надели па ручки? Варежки пушистые, мягкие, теплые. Теплая варежка? Мягкая? Пушистая?» И т. д

Подводя ребенка к умывальнику, следует сказать: «Идем мыть ручки, потому что будем обедать. Сначала мы засучим рукава, чтобы они не намокли. Теперь откроем кран. Открыл? Что ты открыл? Что бежит из крана? Теперь подставим руки под воду так, чтобы вода не стекала с локтей, вот так. Намочили руки. Что мы намочили? Теперь бери мыло. Взял? Что ты взял? Намыль руки как следует. Не спеша потирай ручки круговыми движениями. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь хорошо смоем мыло водой. Смыл? Молодец! Теперь нам нужно взять полотенце. Что нам нужно взять? Возьми свое полотенце и вытри им руки. Приведи рукава в порядок. Давай я помогу тебе». Приемами активизации речи при выполнении режимных моментов являются вопросы, просьбы и мотивации: «Будем одеваться, чтобы идти гулять»; «Идем мыть ручки, потому что будем обедать».

- Активизации речи детей способствуют наблюдения на прогулке. Взрос¬лый обращает внимание на яркий цветок, на поведение птицы, на проезжающую машину и т. д. и тут же спрашивает, что едет, как гудит машина, кто летает, как кричит птица, побуждая воспроизводить имитационные движения (машина едет и гудит, птица летит и кричит и т. д.). Хорошо, если на прогулке малыши не только наблюдают за работой взрос¬лых, но и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, сгребают снег и т. п. Яркие впечатления после прогулки могут стать поводом для беседы: «Где были? Что видели? Что делали?».

Осуществляя работу по активизации речевой деятельности ребенка с задержкой речевого развития, нужно помнить о том, что он должен захотеть заговорить сам. Поэтому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать, как нужно говорить четко, правильно, выразительно.

И помните: ни в коем случае нельзя повторять речевые ошибки ребенка и смеяться над тем, как он говорит.

Материал подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.