Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

ОСТОРОЖНО: дислексия

25.09.2019

Как хорошо уметь читать…

Дошкольники, которые книжкам предпочитают видеоигры, компьютер и телевизор и при этом мало двигаются, рискуют заработать дислексию – стойкое нарушение способности читать.
Есть такая болезнь. Если ваш умненький ребенок 7-8 лет с нормальным зрением и хорошим слухом с трудом читает по слогам и при этом неуклюж и неусидчив, у него, скорее всего дислексия (от латинского "dys" – отрицание и "lego" – читаю). Таких детей отличает «словесная слепота»: они с трудом запоминают очертания букв, а при чтении пропускают и путают звуки или даже слоги.
Из-за плохого речевого слуха дислексики не различают схожие звуки и неохотно используют их в речи и при письме. Естественно, пишут они так же, как слышат и читают – с ошибками, пропусками букв и целых слогов.
Дислексия – это болезнь, при которой определенные зоны мозга функционально менее активны, чем положено. В некоторых семьях дислексией страдают несколько человек, так что к ней, очевидно, существует генетическая предрасположенность.
Но сделать из ребенка дислексика можно и собственными руками.
В современных развитых странах, в том числе и в России, доля дислексиков составляет 15-20%. Одна из причин заключается в том, что современные маленькие дети перегружены зрительной информацией.
Младенец еще не понимает происходящего на экране, но уже увлечен мельканием картинок на телеэкране, а для детишек чуть постарше снимают специальные передачи, чтобы привлечь их к телевизору. Потом у малышей появляются электронные и компьютерные игры, комиксы с минимальным количеством примитивнейшего текста.
А у многих младших школьников уже есть мобильные телефоны, в которых детей интересуют в основном игры и музыка. Родители довольны – ребенок при деле. И мало кому сейчас мамы и бабушки читают книжки и рассказывают сказки. Между тем, перегрузка зрительными образами в столь нежном возрасте вызывает перекос в развитии зрительной системы.
Систем передачи и обработки зрительной информации у нас две. Одна настроена на анализ малоподвижных объектов, попадающих в центральное поле зрения, их цвета, текстуры, деталей формы. Именно ее мы нагружаем, когда разглядываем изображение на экране.
Но ее чрезмерное развитие приводит к дефициту второй системы, которая управляет вниманием, движением глаз, реакцией на движение и ориентацией в пространстве. С помощью этой системы человек воспринимает знаки и читает текст. Ведь для чтения нужно узнать все буквы, соединить их в слова, переводить взгляд от слова к слову, не теряя их на строчке.
О дефиците работы системы ориентирования при дислексии говорят многочисленные данные физиологов и психологов. Значит, ее тоже нужно упражнять, но как это делать маленькому ребенку, которому еще рано учиться читать?
Эта система обеспечивает не только способность к чтению, но и внимание, хорошую координацию движений и быструю реакцию. Лучше всего эти качества развивают игры с мячом, доступные даже маленьким детям.
К сожалению, современные дети больше увлечены компьютерными играми и телевизором, чем футболом, баскетболом или теннисом. И в этом специалисты видят еще один фактор, который способствует развитию дислексии. Так что у современных детишек две беды: перегруженность зрительными образами и низкая физическая игровая активность, которые, в свою очередь, приводят к недостаточной активности системы, которая помогает читать.
Если этот процесс не контролировать, то избыточная нагрузка на правое полушарие ребенка в этом возрасте неизбежно приведет к недоразвитию левого, в котором находится речевой центр, и негативно повлияет на развитие лингвистических способностей. А всякая функция формируется в свое время, и то, что не развилось до 7-8 лет, потом трудно исправить.
А ведь гораздо проще не допустить болезнь, чем потом ее лечить. Если родители осознают важность проблемы, они смогут найти время для своего ребенка, поиграть с ним и почитать интересную книжку.
Консультацию подготовила Кузнецова Е.А., учитель- логопед