Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей


К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ).
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от:
1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, боязнь встреч с незнакомыми людьми, поэтому логопеду требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций.
2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, данные знания и навыки теряются и процесс логопедической работы замедляется.
3.Участия родителей в процессе коррекции. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, т. к. коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и постоянным контролем.
4.В зависимости от речевого диагноза:
- Дислалия - считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3. Дислалия может быть простой (нарушена 1 группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены группы звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалии потребуется больше времени. Дислалия может быть органической (механической) -отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка (уздечка), слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. Тогда необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.
- Фонетико- фонематическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах смешениях и пропусках звуков. Коррекционная работа более длительна.
- Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию или родовую травму или других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития . Часто выражается в межзубном произношении , «хлюпающих» звуках и нарушениях легких звуков (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.). Работа с такими детьми требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
I. Подготовительный этап Развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование достаточной подвижности языка, губ, необходимой для правильного произношения звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Ее нужно выполнять каждый день перед зеркалом.
II. Этап постановки звука Поставить правильный изолированный звук должен логопед. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Этому предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.
III. Этап автоматизации (закрепления) звука Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе включения звука в речь звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы.
IV. Этап дифференциации Если ребенок начинает свободно включать в речь поставленный звук, и не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его), то нет необходимости в последующей работе над ним. Однако, часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками.

Рекомендации к проведению домашних занятий
1. Подготовьте ребенка психологически. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться.
2. Приготовьте для занятий небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Уберите предметы, отвлекающие ребёнка от работы.
3. Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, такие занятия не дадут результата.
4. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в словах, называя картинки или повторяя слова за Вами. Не торопите ребёнка.
5. Если у ребёнка что-то не получается, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
6. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
7. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
Успехов вам и вашим детям!

  Подготовила: учитель – логопед Кузнецова Елена Анатольевна