Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Нужно ли перечитывать ребенку одно и тоже.

НУЖНО ЛИ ПЕРЕЧИТЫВАТЬ РЕБЕНКУ ОДНО И ТО ЖЕ?

Ваш малыш несколько вечеров подряд просит перечитывать одну и ту же книгу? Или без конца требует рассказывать одну и ту же сказку?

Это не просто нормальный, это необходимый этап в развитии ребенка. Ученые объясняют, чем именно полезно многократное перечитывание одной истории и почему детям это не надоедает.

- ПОВТОРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ПРОЧИТАННОЕ!

Для развития навыков понимания маленьким детям недостаточно услышать одну историю один раз. И даже два раза недостаточно. Маленькие дети быстрее забывают услышанное, чем, например, дети школьного возраста, а также дольше обрабатывают новую информацию, им нужно больше времени, чтобы ее запомнить (к примеру, полуторагодовалым детям требуется две недели, чтобы запомнить последовательность новых действий, которым их учат). К тому же, если рассказ не поддерживается видеорядом или хорошими подробными иллюстрациями, то мозгу маленького ребенка требуется больше времени, чтобы укоренить в своем сознании те или иные образы (им ведь еще нужно появиться в голове).

Перечитывание помогает детям осмыслить происходящее в книге. При первом чтении они могут понять лишь небольшую часть сюжетной линии. Исследование, проведенное Центром раннего обучения грамоте (США), показало, что для погружения в историю и лучшего ее понимания детям нужно перечитывать ее как минимум четыре раза в течение нескольких дней подряд (ну или хотя бы через день). Это минимум для простой книги, при котором ребенок начнет понимать и сюжет, и мотивы героев, их поведение, причинно-следственную связь, вывод и так далее. Для сложных историй с большим количеством персонажей требуется больше времени. 

- ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ОБОГАЩАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС!

Услышать новое слово один раз в середине истории недостаточно, чтобы закрепить его в памяти и добавить в свою активную речь. 

Не забывайте, что ваш малыш еще маленький, и все те вещи, которые для вас просты и понятны, для него - настоящие открытия! В какой-то момент своей жизни вы и сами впервые узнали, что такое автомобиль, или поезд, или слон. Каждое слово, которое вы сегодня знаете и имеете в сознании его образ, вы когда-то узнали в контексте чего-то, а не просто услышали один раз случайно. 

Начиная с 2-3 лет, словарный запас ребенка обогащается за счет повторения одних и тех же слов много-много раз в нужном контексте. И перечитывание книг очень сильно в этом помогает. Исследования показывают, что дети, которые слушают одну и ту же историю много раз, лучше запоминают и понимают новые слова и быстрее начинают их употреблять в своей речи, чем те дети, которым читают больше разных книг, но мало или почти никогда их не перечитывают.

Оказывается, дети должны услышать одно слово около 80 раз, прежде чем оно станет частью их активного словарного запаса! 

Даже самые простые литературные сказки гораздо богаче новыми словами, чем наша повседневная речь. Исследования показывают, что в детских книгах содержится на 50% больше необычных, редких слов, чем на телепередачах и в большинстве повседневных разговоров. 

- ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧУВСТВО КОНТРОЛЯ!

Маленькие дети мало что могут контролировать в своей жизни, за них решается практически все. Но мы все чувствуем себя более комфортно, если имеем хоть немного контроля над чем-то в своей жизни, если хотя бы можем считать что-то предсказуемым. И маленькие дети не исключение. Именно поэтому они цепляются к книгам, которые знают, которые могут предсказать, ведь даже в страшный момент они оказываются уверены, что с героями все будет хорошо. Именно этим объясняется любовь детей к знакомым историям - предсказуемостью, которая дает чувство уверенности, неизменности, постоянства, психологического комфорта от знания всех дальнейших поворотов. 

-КАК ИЗВЛЕЧЬ МАКСИМУМ ПОЛЬЗЫ ОТ ПЕРЕЧИТЫВАНИЯ КНИГ?

Не стоит уговаривать ребенка выбрать новую книгу, если он сам к этому еще не готов. Примите эту реальность - ваш маленький ребенок учится именно таким образом запоминать новые слова и идеи (когда он станет школьником, он будет делать себе для запоминания карточки или просто зубрить отрывки из учебника). А для того, чтобы перечитывание книг было максимально полезным для его развития, воспользуйтесь советами:

— позвольте ребенку задавать вопросы и старательно на них отвечайте

— сами задавайте ребенку открытые вопросы о том, что происходит в книге прямо сейчас и что произойдет дальше (так вы сами будете понимать уровень его понимания)

— во время чтения находите на иллюстрациях те фрагменты, которые демонстрируют объекты и действия в книге

— используйте разные голоса для разных героев, чтобы ребенок различал персонажей и их намерения

— используйте жесты и даже реквизит, чтобы вызвать в сознании ребенка более яркие впечатления и помочь образам из книги более прочно закрепиться

— останавливайтесь, если встречаете новое слово, которое ребенку еще не знакомо, и кратко объясняйте его суть


Добавьте к чтению и практику разговоров о книге: 

1.Например, перед вторым или третьим перечитыванием сначала внимательно рассмотрите картинки, пусть ребенок расскажет, что именно на них изображено, какой фрагмент истории они иллюстрируют. Это о многом вам скажет: верно ли ребенок понимает причинно-следственную связь сюжета, суть и причины конфликта, не путает ли понятия, особенно новые… 

2.В другой раз выберите какой-то фрагмент истории и вспомните о похожих ситуациях в собственной жизни или в другой книге, фильме. Почаще обращайтесь к жизненному опыту ребенка, проводя между ним и чтением книг параллели. «Помнишь, мы тоже однажды катались на поезде, и тебе очень понравился его гудок?»…

3.Когда вы прочитали историю много-много раз, примените такой прием игрового чтения: дочитайте предложение до середины, а дальше дайте его закончить ребенку по памяти. Не обязательно слово в слово! Интересно, какие слова применит он, чтобы рассказать суть. А может быть, ребенок и вовсе решит изменить сюжет? Если так - то это верный признак того, что ребенок «отпускает» книгу и готов к новым историям!..

Даже тонкие книжки с картинками и небольшими историями, возможно, вы будете перечитывать несколько раз, а это, как видите, очень полезно! 

Подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.