Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Консультации для родителей (законных представителей) «Пока сидим дома»

Консультация для родителей (законных представителей) "Гимнастика для язычка"


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Игра с язычком продолжается не более 3—5 минут с 4-5 упражнениями.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Комплекс упражнений 1
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.
* ** Смастерим мы дудочку,
Дудочку-погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.
* * *
Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот.
А веселая мартышка,
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.Затем плотно сжать губы.
Чередовать упражнения.
* * *
Мы печем, печем блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя».
Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек.
* * *
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону. Выполнять упражнение 8—10 раз.
* * *
Вот грибок на тонкой ножке —
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
* * *
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
* * *
Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.
* * *
Наливаем воду в бочку —
Надуваем сильно щечки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом.
Проделать упражнение 8—10 раз.
* * *
Не нужны сейчас улыбки -
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты.Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.
* * *
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д-д...» – сначала медленно, затем темп увеличить.
Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек.
* * *
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Сережка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)
* * *
Тик-так, тик-так -
Ходят часики —
Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.Поочередно менять положение языка 4—6 раз.
* * *
На качелях мы качались
И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.
Поочередно менять положение языка 4—6 раз.
Артикуляционная гимнастика.

Комплекс упражнений № 2
Бегемотик
Давай покажем как бегемотик открывает ротик широко-широко.
Открой рот как можно шире и удерживай на счет от одного до пяти, потом закрой ротик, бегемотик отдыхает. Повторить упражнение три-четыре раза. Важно, чтобы язык спокойно лежал внизу рта, упираясь кончиком в нижние зубы.
Лягушка и слоник
Давай будем превращаться то в слоника, то в лягушку. На счет «раз», улыбнись широко, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На счет «два» вытягивай сомкнутые губки вперед и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка – слоник» пять-шесть раз.
Змея
Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повторить три-четыре раза.
Часики
Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тяни язычок попеременно то к левому углу, то к правому. Повтори пять-шесть раз.
Месим тесто
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язычок зубами: та-та-та…., потом похлопай язычок губами: пя-пя-пя……
Блинчики
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно (расслабленно) под счет взрослого от одного до пяти-десяти.
Чистим зубки
Давай покажем как мы язычком чистим зубки. Улыбнись, открой рот, кончиком языка «сильно чистим» - водим язычком за нижними зубами (влево, вправо) семь-восемь раз.
Теперь почистим за верхними зубами. Не спеши. Чисти под счет взрослого.
Киска сердится
Давай покажем, как сердится киска и выгибает спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, спинку (язычка) выгни вперед. А боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счет до восьми-десяти.
Погладим киску
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его спинку, от корня языка к кончику. Повтори движение пять-шесть раз.
Лошадка
Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щелкай язычком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, прыгает только язычок.
Парус
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два раза.
Маляр
Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по верхнему небу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счет до восьми. Повтори два-три раза.
Качели
Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два» подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.
Вкусное варенье
Представь, что ты ешь варенье и перепачкал губы вареньем, теперь нужно слизать с верхней губы варенье. При этом пот приоткрыт и находится в улыбке. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
Чашка
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язык вперед и тяни его к носу, старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счет до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Грибок
Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, приклей (присоси) язык к небу, удерживай язык в таком положении на счет до пяти-десяти (рот все время широко открыт). Если грибок не получится, щелкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок присасывается к верхнему небу.
Дятел
Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: д-д-д-д-д-д….. Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка. Не закрывай рот. Стучи 20-25 секунд.
(после того, как освоил движение): а теперь постучи так: д-д-д-д-Д-д-д-Д-д-д-Д-д-д-д-д. Выделенный звук произноси как можно энергичнее.
Комарик
Ты слышал, как звенит комарик? Давай попробуем изобразить комарика: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в верхние бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд. Повтори 5-6 раз.
Машина (заведем мотор)
Давай заведем машину: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произноси: ДЫН-ДЫН-ДЫН-ДЫН… Повторяй медленно, но энергично, затем все быстрее в течение 10-15 секунд. Повтори 5-6 раз.
Сдуй снежинку
Чтобы хорошо произносить звуки, нужно правильное речевое дыхание. Вдох только носом и сильный выдох ртом. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и , как бы произнося долго Ф-Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик-снежинку с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щеки (главное, чтобы ребенок произносил звук похожий на Ф-Ф-Ф-Ф, а не Х-Х-Х, воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная)

Не забывайте отмечать достижения, поощрять успехи, учить преодолевать трудности и хвалить ребенка. Вот несколько способов одобрения:
Молодец!
Правильно!
У тебя хорошо получается!
Ты сегодня хорошо потрудился!


Консультация для родителей (законных представителей)  "ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"  

Ученые-исследователи отмечают, что дети, с которыми систематически проводятся грамматические игры, значительно превосходят по уровню умственного и речевого развития своих сверстников. 

Игры со словами для детей помогут развить «чувство языка» и предотвратить возникновение многих грамматических ошибок, побуждают ребенка экспериментировать со словами, открывая для себя всё новые и новые языковые закономерности. Поиграем вместе! 
ИГРА 1. «Назови ласково». В ней ребенок научится создавать из известных слов новые, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. 
Для проведения игры возьмите любую картинку с изображением семьи. 
«Живет на свете семья – папа, мама и их дети – Аня и Даня. Дети маму очень любят и называют её ласково. Ты уже догадался, как? Мамочка, мамуля, мамулечка. А ты как маму ласково называешь? И папу они называют тоже ласково. Как? Даню они называют Данечкой, Данюшей, Данилкой, а Аню…? А как тебя можно назвать ласково? Давай ласково назовем бабушку, дедушку, брата и т.д.
Возьмите пейзажную картинку и попробуйте вместе с ребенком ласково называть предметы, изображенные на картинке, например: цветок – цветочек, солнце – солнышко, дерево – деревце, облако – облачко, трава – травка и пр.

* Играйте в эту игру в поездке, называя ласково то, что видите за окном: дорога – дорожка, деревня – деревушка, деревенька, куст – кустик и т.п. 
* Обратите внимание на возрастные особенности детей 4-х лет. В 3 года в игре со словами ребенок образует слова по одному образцу (кошка – кошечка, ложка-ложечка, майка-маечка). А с 4-х лет он уже использует разные суффиксы, и потому в таких играх со словами для детей очень хорошо развивается языковое чутье, языковые способности ребенка. 
* Игры требуют тактичности от взрослого, ведь ребенок часто совершает ошибки. Не ругайте малыша, не смейтесь над ним.

ИГРА 2. развивает у малышей внимание к слову (так называемое «языковое чутьё»), умение подбирать точные по смыслу слова. 
В этой игре ребенок 3-4-х лет учится различать смысловое значение приставки в словах – налить, полить, вылить, пролить. 
1. «Аня и Даня всегда помогают маме. Догадайся, что умеют делать Аня и Даня (ребёнок пробует подобрать пропущенное слово). Они умеют пол…(подметать), пыль…(вытирать), белье…(стирать), посуду…(мыть), тарелки и чашки на стол…(расставлять), вилки и ложки на стол…(раскладывать), игрушки на место…(убирать), книги на полках красиво…(расставлять). А ты помогаешь маме и бабушке? Папе и дедушке? Как?»
2. Попросите ребенка помочь Вам. Начните наливать воду в лейку. Спросите малыша: «Что я делаю?» Если он молчит, скажите сами: «Я наливаю воду в лейку». А сейчас что я буду делать? (Поливать цветы). Полейте с ребенком цветы, дайте ему возможность действовать самому, скажите, что надо поливать не на само растение, а на землю. А теперь что я делаю? (Выливаете оставшуюся воду из лейки). Я выливаю воду. Ой!!!! (пролейте случайно немного воды). Что случилось? Я пролила воду.) 
3. Давай поиграем. Я буду показывать, что я делаю – наливаю воду или поливаю цветы или выливаю воду из лейки или пролила воду, а ты догадаешься, что я загадала.» Показываем жестами одно действие из четырех, ребенок угадывает. Затем предложите ребенку поменяться ролями. Малыш показывает — загадывает действие, а Вы угадываете, что он делает. 

3. ЗАГАДКИ. Наша третья игра поможет подготовить малыша к овладению очень важным, но сложным умением – умением логично, последовательно и выразительно описывать картинки и предметы. 
«Аня и Даня очень любят отгадывать загадки. Давай придумаем для них загадки по картинкам (можно взять и реальные овощи или фрукты). Я начну, а ты мне помоги – подскажи словечко. Только запомни – в загадке нельзя говорить отгадку, ее надо отгадать». 
Примеры загадок:

1.      Картинка – репа. «Она желтая как…(цыпленок, одуванчик, банан, солнце. Она сладкая как….(сахар, мед, конфета и др.). Она круглая как… (мячик, клубок и др.) Что это?» (Репа) 

2.      Картинка – огурец. «Он длинный как…(морковка, карандаш, палочка и др.) Он зеленый как…(травка, кузнечик, листочек). Он вкусный как… (любимое блюдо ребенка).Что это? (Огурец) 
Продолжите составлять аналогичные загадки о других овощах или о фруктах, называя их форму, цвет, размер, вкус.
Удачи!       

Консультация для родителей (законных представителей)  "Играем и речь развиваем"

АНТОНИМЫ (слова – неприятели)

  Расскажите  детям историю:

- Жил-был мальчик – упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать – он встает. Просит повернуться к ней – он отворачивается; убрать игрушки – он разбрасывает их по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа скажите ребенку, что в языке есть пары слов, которые имеют противоположный смысл. Например: большой – маленький.

Вы произносите слова, к которым можно подобрать антонимы (это будут либо – прилагательные, либо – наречия), а ребенок называет слова с противоположным смыслом (как будет наоборот). Например: широкий – узкий; громко – тихо.

 Слова-антонимы (речевой материал)

Добрый – злой; веселый – грустный; короткий – длинный; узкий – широкий; чужой – родной; пушистый – гладкий; праздничный – будничный; умный –глупый; смелый – трусливый; глубокий – мелкий; щедрый – жадный; горячий – холодный; сухой – мокрый; дорогой – дешевый; сильный – слабый; стройный – сутулый; вежливый – грубый.

Быстро – медленно; давно –недавно; хорошо –плохо; далеко – близко; громко – тихо; красиво – уродливо; просто – сложно; тяжело – легко; противно – приятно; высоко – низко; рано – поздно.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх  могут участвовать все члены семьи.                                                                                                                                    Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси...                                      Конек...
Крошечка...                             Мороз...
Аленький..                               Красная...
Доктор...                                  Цветик...
Заюшкина...                            Бременские...

                                Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
дел, бабка. внучка, репка. огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка «По-шучьему велению» ).
Старик, рыбка, старуха, стирал  машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх  могут участвовать все члены семьи.                                                                                                                                                                                                                            Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси...                                       Конек...
Крошечка...                              Мороз...
Аленький..                               Красная...
Доктор...                                  Цветик...
Заюшкина...                            Бременские...

                                Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
дел, бабка. внучка, репка. огурец (сказка «Репка»).
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка «По-шучьему велению» ).
Старик, рыбка, старуха, стирал  машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Описываем свойства предметов  в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

 Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

 Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Не забывайте отмечать достижения, поощрять успехи, учить преодолевать трудности и хвалить ребенка. 

Молодец!

Правильно!

У тебя хорошо получается!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Я знал, что ты справишься!

Я не смог бы сделать лучше!