Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Кинезиология – гимнастика для мозга

21.03.2019

                                                 
кинезиологические ГМ дорожки (7).jpg



Кинезиология – гимнастика для мозга

«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
                                                                                                                М.Монтень.

Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается задолго до рождения малыша, а завершается после окончания им школы.
Наиболее активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него появляется речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя бОльшую нагрузку, а другое блокируется. Тогда оба полушария начинают работать без связи и нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Существует отдельная наука, посвященная развитию и улучшению работы психических процессов с помощью определенных двигательных упражнений - это кинезиология.

Известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Создатели кинезиологии утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. При этом развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, улучшается работа психических процессов.
Кинезиологические упражнения особенно важны для дошкольников с нарушением речи. Они несложны, дети с легкостью могут их выполнять. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, увеличивая время и сложность от занятия к занятию. А результат продолжительного выполнения такой гимнастики порадует родителей.

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия
1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите ладонью вниз. Сделайте то же самое левой рукой.
3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, слегка согните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
5. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
6. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
7. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
8. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
9. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
10. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
11. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
12. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
13. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
14. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
15. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).
16. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
17. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
18. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.
19. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
20. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
21. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
22. Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.
Эти методы не требуют материальных затрат и удобны в применении, а главное - дети выполняют их с большим желанием и удовольствием.

                                              Консультацию подготовила учитель- логопед Кузнецова Е.А.

Список используемой литературы :
1. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. М Литера , 2019
2.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.
3.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.
4.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.