Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Как увеличить словарный запас малыша?

В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их словаря.

Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби). К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.

В последнее время у большинства первоклассников наблюдаются признаки задержки речевого развития, поэтому они элементарно не готовы к обучению в школе. Это сказывается на овладении грамотой – детям не хватает знаний, чтобы подобрать проверочные слова.

Поэтому перед поступлением в школу важно предпринять действенные меры для обогащения словарного запаса ребенка.

Виды словарного запаса:

1 Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи.

2. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь больше активного.

Основная задача – это расширение пассивного словаря и помощь в активизации активного словаря. И работа должна проводиться каждый день – только так можно добиться хороших результатов. Огромную роль в этом процессе играют родители, от участия которых напрямую зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.

Есть ряд рекомендаций, позволяющие сформировать и увеличить словарный запас у детей дошкольного возраста. Выполнение большинства из них не требует особых усилий со стороны родителей.

Все дети находятся в разных условиях развития речи, поэтому количество слов, которые они знают, отличается в каждом конкретном случае. Но есть определенный перечень терминов и понятий, которые дети должны знать к 5-7 годам:

  • Бытовой словарь (названия игрушек, посуды, предметов гигиены и обихода).
  • Пространственное ориентирование (верх, низ, право, лево).
  • Понятия времени (секунда, минута, час, год), дни недели, месяцы и времена года.
  • Природоведческий словарь (названия явлений природы, животных, растений, птиц, которые находятся в его непосредственном окружении).
  • Числительные (в идеале до ста).
  • Термины из области обществознания (названия праздников, слова, обозначающие труд людей, человеческие ценности и т.д.).
  • Виды спорта (футбол, хоккей и т.д.).
  • Слова, обозначающие эмоции, чувства и переживания.
  • Части человеческого тела.
  • Названия транспортных средств.
  •  Цвета и оттенки.

Вот основные рекомендации, соблюдение которых позволит достаточно быстро достичь результата:

Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет малышу узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает.

Нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, вроде «маленький», «большой», «хороший» и т.д. Вводите в речь синонимы, которые делают речь более красочной, используйте метафоры и эпитеты.

Важно понимать, что речь дошкольников преимущественно состоит из существительных и глаголов, поэтому нужно как можно чаще употреблять прилагательные. Дети с трудом их запоминают, поэтому нужно знакомить ребенка с формой и цветом, запахом, материалом, назначением предметов.

Читайте книги вслух, а делать это медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, все ли слова ему понятны. Это очень важно, потому что при прочтении   книги у ребенка может возникнуть уйма вопросов, о которых вы даже не догадываетесь. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.

Наблюдайте с ребенком практически за всем. Проводите осмотр помещений, в которых вы бываете (во время похода в гости, посещения поликлиники и т.д.), наблюдайте с ним за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами.

При этом комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка, поэтому если он не хочет рассматривать играющих детей на детской площадке, а хочет сам принимать в этом участие, то не препятствуйте ему в этом.

Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Описывайте, что изображено на иллюстрации, задавайте малышу наводящие вопросы.

Очень полезным оказывается составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.

Проводите больше времени с ребенком за каким-нибудь делом. Здесь можно совмещать приятное с полезным. К примеру,   на кухне вы можете вместе приготовить семейный ужин. Здесь просто огромное количество новых предметов, названия и назначения которых могут быть ему неизвестны. Демонстрируйте и называйте ему имеющиеся кухонные предметы, рассказывайте ему, для чего именно они нужны.

Можно обсуждать с ним классификацию продуктов. Так он будет понимать, что растительное масло нужно для жарки, а не чтобы его пить, что ложкой удобнее есть суп и т.д. Наверняка ребенок захочет вам помочь, поэтому можно доверить ему какое-то простое и безопасное занятие (перемешивать ложкой салат, перебирать гречку и т.д.).

Игры и упражнения на развитие активного словаря

Игра – это та форма обучения, которая оказывается наиболее эффективной именно в детском возрасте. При этом вам не понадобится каких-то специальных приспособлений, играть можно практически в любом месте. Вот несколько примеров таких игр:

Называем признак предмета и соотносим с ним определенный предмет. К примеру, большой (слон, небоскреб, мир), белый (хлеб, лист бумаги и т.д.).

«Угадай профессию». Примеры: человек, который водит машину… (водитель), человек, который продает продукты… (продавец).

«Я знаю пять». В раннем возрасте важно знать не только много слов, но и относить их к определенным категориям. Можно предложить ребенку назвать 5 видов животных, типов транспорта и т.д.

«Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.

«Скажи наоборот». Вы говорите слово, а ребенок должен назвать его антоним: горячий – холодный, медленный – быстрый, чистый – грязный.

«Кто где живет?». Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: - медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д.

Помните о том, что все занятия следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны. И у вас все получится!

Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.