Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития речи. На данном этапе развития ребенка происходит наиболее интенсивное овладение им фонетической, лексической и грамматической сторонами устной речи. Тем не менее, значительная часть детей без специальной помощи со стороны взрослых не в состоянии качественно овладеть всеми нормами языка.
Наибольшую трудность вызывает накопление словарного запаса, которое осуществляется как на основе подражания окружающим людям, так и в процессе специально организованной логопедической работы. Словообразование выступает одним из важнейших источников пополнения словарного запаса: сначала пассивного, затем активного.
В период дошкольного детства ведущим видом деятельности выступает ИГРА, именно она становится самым эффективным средством развития у ребенка умения образовывать новые слова. В игре малыш может поэкспериментировать со словом, поиграть с ним, т.е. заняться словотворчеством. В дальнейшем игра у ребенка уходит на второй план, а остается контроль над собственным произношением, критическое отношение к своей речи, желание говорить грамматически верно.
Вот примеры ИГР, которые помогут ребенку в овладении этим сложным процессом, направленные на формирование словообразования:
1.«Кто по профессии?» - направлена на формирование умения в образовании существительных при помощи суффикса «-щик». Для проведения игры вам понадобятся картинки, с изображенными на них людьми различных профессий. Главное, чтобы названия профессий заканчивались на данный суффикс. Например, сварщик, часовщик, закройщик, каменщик, стекольщик и т.д.
2. «Как появилось слово?» - способствует формированию умения образовывать сложные слова, которые состоят из двух основ. Например, рыболов – ловит рыбу, лесоруб – рубит лес, пчеловод – разводит пчел и т.д.
3. «Ласковое словечко» - направлена на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. К примеру, ветка – веточка, белка – белочка, иголка – иголочка и другие.
4. «Найди похожие слова» - благоприятно влияет на формирование умения подбирать родственные слова. Например, цветок, цветник, цветочек, разноцветный, цветение, цвет, цветочный (магазин). В данном случае можно выделить две группы слов: основанием для одной группы будет слово «цвет», а второй – «цветок».
5.«Кто больше знает?» - способствует закреплению слов, относящихся к разным лексическим темам в активном словаре. Следует выбрать какую-то одну лексическую тему, например, «посуда», и предложить ребенку назвать как можно больше предметов, входящих в эту группу.
6.«Путаница» - способствует формированию умения использовать слова в предложении в соответствии с грамматическими нормами. Например, из набора слов – луна, небо, в, светит, предложите ребенку составить грамматически верное предложение.
7.«Что из чего сделано?» - предполагает формирование умения образовывать качественные прилагательные. Например, из чего сделан стол? Стол сделан из дерева. Значит, какой стол? Стол – деревянный.
8.«Сравни» - направлена на формирование умения сравнивать предметы по их качественным характеристикам. Например, сравни по вкусу лимон и яблоко. Лимон кислый, а яблоко – сладкое.
Разговаривайте, играйте с ребенком и успех в его речевом развитии, в пополнении словаря новыми словами будет обеспечен!
Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.