ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Ученые-исследователи отмечают, что дети, с которыми систематически проводятся грамматические игры, значительно превосходят по уровню умственного и речевого развития своих сверстников.
Игры со словами для детей помогут развить «чувство языка» и предотвратить возникновение многих грамматических ошибок, побуждают ребенка экспериментировать со словами, открывая для себя всё новые и новые языковые закономерности. Поиграем вместе!
ИГРА 1. «Назови ласково». В ней ребенок научится создавать из известных слов новые, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Для проведения игры возьмите любую картинку с изображением семьи.
«Живет на свете семья – папа, мама и их дети – Аня и Даня. Дети маму очень любят и называют её ласково. Ты уже догадался, как? Мамочка, мамуля, мамулечка. А ты как маму ласково называешь? И папу они называют тоже ласково. Как? Даню они называют Данечкой, Данюшей, Данилкой, а Аню…? А как тебя можно назвать ласково? Давай ласково назовем бабушку, дедушку, брата и т.д.
Возьмите пейзажную картинку и попробуйте вместе с ребенком ласково называть предметы, изображенные на картинке, например: цветок – цветочек, солнце – солнышко, дерево – деревце, облако – облачко, трава – травка и пр.
* Играйте в эту игру в поездке, называя ласково то, что видите за окном: дорога – дорожка, деревня – деревушка, деревенька, куст – кустик и т.п.
* Обратите внимание на возрастные особенности детей 4-х лет. В 3 года в игре со словами ребенок образует слова по одному образцу (кошка – кошечка, ложка-ложечка, майка-маечка). А с 4-х лет он уже использует разные суффиксы, и потому в таких играх со словами для детей очень хорошо развивается языковое чутье, языковые способности ребенка.
* Игры требуют тактичности от взрослого, ведь ребенок часто совершает ошибки. Не ругайте малыша, не смейтесь над ним.
ИГРА 2. развивает у малышей внимание к слову (так называемое «языковое чутьё»), умение подбирать точные по смыслу слова.
В этой игре ребенок 3-4-х лет учится различать смысловое значение приставки в словах – налить, полить, вылить, пролить.
1. «Аня и Даня всегда помогают маме. Догадайся, что умеют делать Аня и Даня (ребёнок пробует подобрать пропущенное слово). Они умеют пол…(подметать), пыль…(вытирать), белье…(стирать), посуду…(мыть), тарелки и чашки на стол…(расставлять), вилки и ложки на стол…(раскладывать), игрушки на место…(убирать), книги на полках красиво…(расставлять). А ты помогаешь маме и бабушке? Папе и дедушке? Как?»
2. Попросите ребенка помочь Вам. Начните наливать воду в лейку. Спросите малыша: «Что я делаю?» Если он молчит, скажите сами: «Я наливаю воду в лейку». А сейчас что я буду делать? (Поливать цветы). Полейте с ребенком цветы, дайте ему возможность действовать самому, скажите, что надо поливать не на само растение, а на землю. А теперь что я делаю? (Выливаете оставшуюся воду из лейки). Я выливаю воду. Ой!!!! (пролейте случайно немного воды). Что случилось? Я пролила воду.)
3. «Давай поиграем. Я буду показывать, что я делаю – наливаю воду или поливаю цветы или выливаю воду из лейки или пролила воду, а ты догадаешься, что я загадала.» Показываем жестами одно действие из четырех, ребенок угадывает. Затем предложите ребенку поменяться ролями. Малыш показывает — загадывает действие, а Вы угадываете, что он делает.
ИГРА 3. ЗАГАДКИ. Наша третья игра поможет подготовить малыша к овладению очень важным, но сложным умением – умением логично, последовательно и выразительно описывать картинки и предметы.
«Аня и Даня очень любят отгадывать загадки. Давай придумаем для них загадки по картинкам (можно взять и реальные овощи или фрукты). Я начну, а ты мне помоги – подскажи словечко. Только запомни – в загадке нельзя говорить отгадку, ее надо отгадать».
Примеры загадок:
1. Картинка – репа. «Она желтая как…(цыпленок, одуванчик, банан, солнце. Она сладкая как….(сахар, мед, конфета и др.). Она круглая как… (мячик, клубок и др.) Что это?» (Репа)
2. Картинка – огурец. «Он длинный как…(морковка, карандаш, палочка и др.) Он зеленый как…(травка, кузнечик, листочек). Он вкусный как… (любимое блюдо ребенка).Что это? (Огурец)
Продолжите составлять аналогичные загадки о других овощах или о фруктах, называя их форму, цвет, размер, вкус.
Удачи!
Подготовила учитель – логопед Кузнецова Е.А.