Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Еще раз о нарушении речи

ЕЩЕ РАЗ О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ
Причины нарушений речи у детей делятся на две большие группы: биологические и социальные.
К биологическим относятся: наследственные факторы, осложнения беременности и родов, травмы и заболевания в грудничковый период и пр. Это факторы, как правило, не зависящие от воли матери.
Другое дело – социальные причины, среди которых специалисты выделяют главную - дефицит общения. Новорождённому мало рассказывать что-либо или читать книжки. Начиная с первых месяцев, необходимо вслушиваться в голосовые проявления малыша, улыбаться, радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет, а значит – общаться. Так родители формируют у малыша желание, а затем и потребность разговаривать. В более старшем возрасте (от 2-х до 5-ти) не подменяйте живое общение с ребёнком просмотром телепередач, играми на компьютере, слушаньем дисков. Порой мама, сама того не замечая, тормозит речевое развитие ребенка, когда постоянно одергивает («Ты опять неправильно сказал!») или не проявляет к его высказываниям интереса («Потом поговорим, я занята!»). Ведь, когда тебя не слушают, то и говорить незачем. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали, восторженно поощряйте правильные и подробные ответы. Помните: только в процессе заинтересованного общения малыш получает наибольшее развитие.
Возрастные нормы речевого развития.
В норме от 10 месяцев до года у малыша появляются первые слова. К полутора годам их должно быть около 20. К 2-м годам – формируются первые фразы. Ребёнок уже не просто объединяет слова, а выражает свои потребности и эмоции (МАМА, ДАЙ! БАБА, КАТАЙ!).
От двух до пяти лет – возрастной диапазон, когда малыш овладевает всей системой родного языка: словарём, грамматическим строем, правильным произношением. В какой последовательности будут появляться правильные звуки – не важно. Гласные и согласные: П, Б, В, К, Г, Т, Д даются ребенку легче всего. К звукам средней сложности можно отнести свистящие согласные и твердое Л. Самые трудные – шипящие звуки, Р и РЬ. Если к 4-м годам ребёнок всё ещё неверно произносит звуки речи (вместо ШТОРА говорит СТОЛЯ), неграмотно согласовывает слова (МНОГО ОКНОВ, ПЯТЬ ДЕРЕВИЙ, КРАСНЫЙ КОЛЕСО), с трудом формулирует просьбы, несвязно рассказывает о переживаниях, то ждать дальше не стоит, пора обращаться к логопеду.
Задержка речевого развития
При усвоении системы родного языка дети могут иметь индивидуальные темпы. Например, в 2 года отставать от нормы по количеству набранных слов, а в 2,5 года – догнать норму. Диагноз «задержка речевого развития» определяется специалистами в период бурного формирования родной речи (от 2-х до 4-х лет) и свидетельствует о том, что отставание наблюдается на нескольких языковых уровнях (количество слов, их структура, состояние фразы, связная речь, произношение). В таком случае родителям, прежде всего, следует убедиться в сохранности слуха, зрения, интеллекта, которые влияют на речевую функцию, а затем дополнительно заняться с ребёнком эффективными логопедическими упражнениями.
Функциональные и органические нарушения речи
Все дефекты речи делятся на функциональные (при которых страдает деятельность, и отсутствуют изменения в строении речевого аппарата) и органические (при которых имеются аномалии в строении). К наиболее тяжёлым относятся органические дефекты речи: алалия и дизартрия.
Дизартрия
Стойкий дефект произносительной стороны речи, возникающий из-за повреждений в системе передачи нервных импульсов от коры головного мозга к органам артикуляции. У таких детей наблюдается вялая мимика, слабая подвижность губ, щёк, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Часто - обильное слюноотделение, искажение большого количества звуков, нарушение темпа, громкости, внятности речи.
Пример: во время разговора язык у малыша постоянно выскакивает между зубами, слова «комкаются», звучат тихо, невнятно, речь невыразительная, «тусклая», её темп замедленный.
Алалия
Стойкое речевое недоразвитие, возникающее из-за повреждения речевых зон коры головного мозга (кровоизлияния в период родов, кислородная недостаточность, травмы, инфекционные заболевания). Проявляется алалия в позднем начале речи (первые слова ближе к 3-ём годам), в нарушении не только произносительной, но и смысловой её стороны: резкой недостаточности словаря, грубом искажении структуры слов (ГАТ вместо виноград, СИ вместо машина), частом использовании жестов, отсутствии грамматического оформления высказываний.
В пятилетнем возрасте ребёнок-алалик рассказывает сказку «Репка» примерно так: «ДЕДА ЭКА (дедушка, репка). Жестами показывает - как дед сажает репку. ЭКА БОСЯ-БОСЯ (репка большая-большая). Разводит руки в стороны. ДЕДА ВО ТАК! Показывает – как дед тянет репку. ЭКА НЕТЬ! (репка - нет, то есть дед не может её вытянуть!) »
Эти и другие органические нарушения речи диагностируют специалисты. Причём, мнение только логопеда недостаточно. Необходимо заключение невропатолога (психиатра).
Дислалия
Среди нарушений речи, не связанных с аномалиями в строении речевого аппарата: языка, нёба, подъязычной связки, прикуса и пр., самым распространённым является функциональная дислалия. Это нарушение произношения одного или нескольких звуков речи. Существует мнение, что причина дислалии в нарушении подвижности органов артикуляции и «гимнастикой языка» можно решить все проблемы. Однако современными научными исследованиями доказано: основная причина функциональной дислалии в недостаточной сформированности слухового (фонематического или звукового) восприятия.
Главное в исправлении дефектов произношения
Когда малыш в 5-летнем возрасте вместо СУШКА говорит ФУФКА, значит, при сохранном физическом слухе, он недостаточно различает звуки речи – фонемы. Отсюда и название процесса – фонематическое восприятие. В чём заключается его роль? Чтобы говорить правильно, ребёнку, прежде всего, необходимо оценить несовершенство собственной дикции, уловить разницу между звуками своей речи и речи родителей, а затем добиться совпадения звучаний, то есть «подтянуть» своё произношение до образца. Снижение фонематического восприятия приводит к дефектам произносительной стороны речи, в частности к функциональной дислалии.
Направления в логопедических занятиях, которые с успехом могут проводить родители:
развитие речевого внимания (внимания к содержанию высказываний);
пальчиковая гимнастика;
сопоставление похожих слов (близких по звуковому составу);
развитие слуховой памяти;
подбор рифмующихся слов;
сопоставление звуков;
частичный анализ звукового состава слова.
Пример задания на развитие речевого внимания:
Послушай – может такое случиться со сказочными героями?
Колобок катится по дорожке.
Колобок залез на дерево (почему не может?)
Дюймовочка нашла сосновую шишку.
Дюймовочка вошла в автобус и опустилась на сиденье.
Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
Карлсон ест варенье.
Пример задания на подбор рифмующихся слов:
Добавь слово, чтобы получился стишок.
Надевает Вова шляпу,
Чтоб похожим стать на …(дядю, Боярского, папу)
Съел Серёжа на обед
Целых пять больших … (сосисок, котлет, блинов)
По дороге, в тучах пыли
Пронеслись …(мотоциклы, автомобили, кони)
Пример задания на сопоставление звуков:
Покажи как один и тот же звук можно произнести по-разному:
А – малыш кричит
А - ребёнок показывает горло врачу
А – певица поёт
А – мама качает малыша
А – бабушка укололась иголкой
Исправлять или предупреждать речевые нарушения?
Как в любом педагогическом процессе, исправлять нарушение гораздо сложнее, чем вовремя его предупредить. Чтобы речь формировалась своевременно и малыш не испытывал «мук общения», следует с первых месяцев последовательно, регулярно и, главное, научно стимулировать его речевое и умственно развитие.
ИГРЫ ДЛЯ 1 ПЕРИОДА «ОТ ГУЛЕНИЯ К ЛЕПЕТУ» (5 10 месяцев)
Возьмите музыкальные игрушки: дудочку, погремушку, колокольчик, бубен. Передвигайте каждую перед глазами малыша, демонстрируя звучание примерно по 5 секунд. Такое упражнение активно стимулирует слуховое восприятие. Чаще повторяйте гласные звуки, издаваемые ребёнком (А, АУ, ИА), да не один раз, а 3-4 раза подряд. Для большего развивающего эффекта говорите их с различной интонацией: то весело, то удивлённо, громко, тихо и пр. Это привлечёт внимание малыша к звукам речи, к их артикуляции, усилит речевое взаимодействие, поможет перейти к новой стадии речевого развития – лепету, когда слоги повторяются цепочками (БА-БА-БА, МА-МА-МА).
Протягивайте младенцу объекты, различные на ощупь: цветок, кусок материи, кожуру яблока и пр. Так вы поможете развитию пальчиковой моторики. Передвигаясь по квартире, носите ребёнка спинкой к себе, чтобы его обзор был большим. Окружающие объекты называйте по несколько раз, выделяя при этом гласные звуки – их малыш воспринимает в первую очередь: чАсикИ, кОшкА, стУл. Развивайте чувства ритма и рифмы – основу усвоения состава слова. Пойте ритмичные песенки, танцуйте и в такт музыки покачивайте малыша. Эмоционально произносите простые потешки с повторениями слогов:
Бу-бу-бу, бу-бу-бу,
Сидит птичка на дубу.
Ай-ай-ай-ай
Ты, собачка не лай!
ИГРЫ ДЛЯ 2 ПЕРИОДА «ОТ ЛЕПЕТА К СЛОВАМ»
(10 18 месяцев)
Ближе к году старайтесь, чтобы малыш не только слушал названия окружающих предметов, но и сам их называл. Быстрее заговорить помогает привычка родителей комментировать свои действия. «Я беру уточку. Вот какая красивая уточка! Опускаю уточку в воду. Смотри, уточка плывёт!» Во время подобных «оречевлений», делайте паузы, чтобы малыш добавлял слова самостоятельно. Задавайте разнообразные вопросы: «Кто это? Какая уточка? Чем уточка клюёт? Где плывёт?». Очень важен тон, каким мама обращается к малышу. Искренняя заинтересованность в ответах, озорство, приглашение к игре - при такой манере многочисленные вопросы не будут в тягость.
Чаще сравнивайте увиденное и услышанное: «Ведёрко маленькое, а коляска -…? Собачка лает, а киска -…? У тебя нос, а у уточки -…?» Так малыш научится анализировать, делать выводы, слово станет для него не только средством общения, но орудием мышления.
Найдите время для тренировки артикуляционных мышц, тогда трудные звуки быстрее появятся в речи ребёнка. Для этого научите малыша играть на свистульке, губной гармошке, дудочке. Забавный способ тренировки мимических мышц – погримасничать вместе с малышом. Стройте смешные рожицы, изображайте различные эмоции (удивление, страх, печаль, радость), вытягивайте губы, надувайте и втягивайте щёки и пр.
Для общения с «молчунами» подойдёт заучивание стихов «по ролям». Вот как можно изменить известное стихотворение и превратить его рассказывание в весёлую игру.
Взрослый: Гуси-гуси!
Ребенок: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Ребенок: Да-да-да!
Взрослый: Вы хотите торт на блюде?
Ребенок: Нет, не будем! Нет, не будем!
Взрослый: Вы хотите шоколада?
Ребенок: Нет, не надо! Нет не надо!
Взрослый: А хотите вы конфет?
Ребенок: Нет, нет, нет, нет!
Взрослый: Вот вам травка и вода.
Ребенок: Да, да, да, да!
Особенность стишка в том, что все слова - легки в произношении, повторить их под силу любому малышу!
Многоплановым развивающим эффектом обладают занятия мелкой моторикой на основе пальчиковых миниатюр. С помощью пальцев рук сначала вы, а потом ребёнок, изображаете различные объекты, а затем на их основе строите диалог. Особенность игровых упражнений в том, что они сопровождаются стихами, выполняются в такт словам, а значит - развивают не только мелкую моторику, но чувства ритма и рифмы, внимание, память, воображение, речь ребёнка.
Например:
Мишкины штанишки.
Нитку тянем, отрываем, (изобразить)
И в иголку продеваем (изобразить)
Будем шить рубашку мишке, (изобразить размашистые стежки)
И сошьём ему штанишки (встряхнуть кистями, как бы показывая готовую одежду)
Балалайка и дудочка
Балалайка, балалайка,
Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)
Поиграй нам дудочка, (изображаем игру на дудочке)
Дудочка - погудочка.
ИГРЫ ДЛЯ 3 ПЕРИОДА «ОТ СЛОВ К ФРАЗЕ» (1,5 года- 2,5 года).
Если к полутора годам вы набрали 10-20 слов, причём уделили особое внимание глаголам, то пора готовить ребёнка к появлению фразы. Для этого давайте несложные поручения, но так, чтобы малыш ориентировался не на ситуацию, а на смысл предложений (постучи лопаткой по коляске, возьми самую маленькую игрушку и дай мне, опусти шарик в зелёное ведёрко и пр.) Всё, что малыш видит, подкрепляйте словами. Новые слова старайтесь давать в различных фразах: «Посмотри, какая уточка, она серенькая. А рядом СЕЛЕЗЕНЬ. Вот какой красивый СЕЛЕЗЕНЬ! Идёт СЕЛЕЗЕНЬ вперевалочку. Смотри, поплыл СЛЕЗЕНЬ». Хорошие результаты даёт использование «фраз-перевёртышей». Например: «Посмотри, РУБАШКА СТИРАЕТ МАМУ или МАМА СТИРАЕТ РУБАШКУ?»
К знакомым потешкам добавляйте простые стишки с чёткими ритмом и рифмой. Прекрасно, если вы расскажете рифмовку к месту, к подходящей ситуации. Например, играет кроха с мишкой или зайкой, а вы артистично, неспешно, произносите:
Бедный мишка заболел –
Мишка много мёду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Зайка серенький! Косой!
Что ж ты осенью босой?
Жди меня в густом лесу,
Я сапожки принесу.
Постарайтесь 2-3 минуты уделить «гимнастике язычка», но делайте её в игровой форме. Покажите малышу - как мишка облизывается после мёда, как киска лакает молочко, как змейка высовывает и убирает жало, попросите потянуться язычком к носу, к подбородку, тем самым изобразить качели. Вы увидите - малышу понравится такая игра, и вскоре он начнет повторять за вами некоторые артикуляционные движения.
Сравнивайте находящиеся в поле зрения объекты: разноцветные машины, одежду малыша, солдатиков или кукол. Учите находить отличия, а затем общие черты. Пусть малыш сначала договаривает фразы, а потом произносит их целиком.
Помните: правильная речь необходима ребёнку для полноценного общения, успешного обучения, гармоничного развития. И наоборот - неясная речь затрудняет взаимоотношения со сверстниками, нередко делая его застенчивым, замкнутым, раздражительным.

Консультацию подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.
(по материалам статьи Т.А. Ткаченко)