Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 624475, Свердловская область, г. Североуральск, п. Черемухово, ул. Калинина, д. 5
  • +7 (34380) 4-77-29
  • mdou5@bk.ru

Сведения

Что такое логоритмика


Консультация для педагогов

Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. 
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятие логопедической ритмикой.
Логоритмика – это особая методика на основе сочетания музыки и движения для развития речи и коммуникативных навыков, общей и артикуляционной моторики, координации, слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии.
Методика основана на научно доказанном факте: музыка оказывает на организм и психику человека благотворный эффект. Через положительные эмоции, которые она вызывает, улучшается кровообращение, обмен веществ, дыхание.
В логопедии методика применяется как часть комплексного подхода к коррекции и развитию речи и включает музыкальные, двигательные и словесные элементы. Речь с движением позволяет совершенствовать у детей общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Речь с движением может выполняться детьми не только как элемент логоритмического занятия, но и в качестве физкультурной минутки во время напряженных учебных занятий. Применяемые в качестве «минуты отдыха» упражнения становятся средством профилактики утомления на занятиях. Кроме того, речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в любое обучающее занятие.   
 Примеры игр для самых маленьких:
 1. Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя).
 Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).
Ветер дует меньше-меньше (медленно руки опускаем).
Дерево растёт всѐ больше (руки поднимите и потянитесь на носочках).
 
2. Стук-стук (кулачком постучали по столу).
Кто там? (похлопали в ладошки).
Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).
 Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).
 
3. Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).
В гости к вам приехали (стучите, как будь-то в двери).
 Мы устали (сели на стульчик).
 Сейчас мы отдохнѐм и опять гулять пойдём (весело замаршировали).
 
 Стихотворный текст в данных упражнениях является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает детям лучше запомнить текст самого стихотворения. Необходимо отметить, что весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служат еще одной важной цели – закреплению в речи различных групп звуков.
 Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию. Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.
Артикуляционные упражнения на логоритмических занятиях выполняются под ритмичную музыку или под счет. Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, в зависимости от возраста детей, после чего язык, губы и щеки принимают нейтральное положение на такое же время). Цель статических упражнений – выработка у ребенка умения удерживать органы артикуляции в определенном положении.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.
Авторитетный нейропсихолог Т.Г. Визель в своем труде «Основы нейропсихологии» объясняет этот эффект тем, что ритм – универсальная опора двигательных и речевых способностей человека, а потому помогает нормализовать их в случае нарушения.
 Существует даже  специальная методика «СОНАТАЛ» для беременных женщин. Прослушивание специально подобранных мелодий гармонизирует физическое и психическое состояние женщины, облегчает роды, и, поскольку плод тонко воспринимает внешние звуки, ребёнок рождается более спокойным и здоровым. После рождения малыша музыкотерапия продолжается: колыбельные и пение матери очень важны для формирования подкоркового ритма и общего здорового развития.
 А далее, по мере взросления малыша, музыкальное сопровождение сохраняется и усложняется: это музыкальное оформление игр, воспроизведение заданного ритма, дыхательная гимнастика.
У большинства детей с нарушением звукопроизношения  наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие и особенно звука «Р», необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому у детей формируется сначала физиологическое (неречевое), а затем на его основе - речевое дыхание.
Работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью.
Регулярные занятия логоритмикой помогают подготовить ребенка, как физически, так и психологически к овладению грамотной речью. Дети усваивают ритм и темп необходимый при письме. Слоговая структура слова, игры в звуки и буквы, загадки, потешки, так любимые малышами на занятиях, легко перекладываются ими в буквы, слоги, слова и предложения.
Нормализация речи в сочетании с активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет фонетико – фонематическое недоразвитие речи за более чем короткие сроки. Все это благотворно сказывается и на письменной речи в школе.
Подготовила учитель-логопед Кузнецова Е.А.
Литература
1. Власова Т.М.,  Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в детском  саду. -  М. Учебная литература,1997 г.
2. Волкова Д.А. Логопедическая ритмика. -  М., 2002 г.