Если мы хотим воспитать здоровую личность, то к детским ссорам надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Это момент взаимодействия с обществом, подготовительный период, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Без крайней необходимости не нужно встревать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились выходить из спорных ситуаций и прекращать ссоры. Единственная причина, которая оправдывает вмешательство в отношения ссорящихся детей, - это проявление жестокости. Пусть дети приспосабливаются к тому миру, в котором они будут жить, ведь мы не сможем всегда находиться рядом с ними.
Один попросил игрушку, другой не дал, третий отобрал… Двое захотели быть в одной команде… Один захотел быть учителем, другой не согласился… Ситуаций множество, и во многих не разберется и гениальный педагог: кто прав, а кто виноват. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой. В самом крайнем случае, когда вам кажется, что ситуация у детей очень напряженная, разведите их в разные комнаты, и вы увидите, что через 10-15 минут они снова будут играть вместе. Любые попытки отругать ребенка, взывать к его совести, научить, как нужно было действовать, читать мораль без выяснения причин случившегося только оттолкнет от вас детей.
У ребенка свое видение мира и понимание отношений между детьми и взрослыми. Исходя из этого дети общаются друг с другом и оценивают ситуацию вне нашего понимания, по-своему. И если родитель рассматривает детские ссоры с точки зрения взрослых и пытается уговорить своего ребенка во время драки, доказывая, что ссорятся и дерутся только плохие мальчики и девочки, то может оказаться, что ваш ребенок озлобится на вас и замкнется.
Но если вдруг вам когда-либо придется защищать ребенка, то мотивом этого пусть будет ваша любовь, а не потакание его капризам.
Подготовила педагог-психолог Горяинова Т.А.
Литература
1. Кашапов Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.